Возвращения большого футбола в Волгограде ждали с большим нетерпением, но событие стало новым разочарованием. Точнее комплексом разочарований. Если накануне Масленичной недели мало удивительного, что, собственно, игровой «блин» вышел комом, то сопутствующие события в очередной раз дали повод для невеселых размышлений обо всем устройстве общества в регионе. Воспитанников детской футбольной школы без предупреждения лишили традиционных бесплатных билетов на игру главной областной команды. О чем говорит эта история, рассуждает обозреватель «ФедералПресс» по ЮФО Ярослав Малых:
«Вывеска «Ротор» – «Спартак» (Москва), пусть и с приставкой «2» у последних, традиционно обещает если не феерическое зрелище, то упорную и бескомпромиссную борьбу. Второе, кстати, получилось и вчера.
За этим наблюдало почти 9 тысяч зрителей, что очень неплохо для команды, занимающей 15 место в ФНЛ, да еще игравшей в мороз. Кстати, посещаемость «Волгоград Арены» 3 марта, которая составила 8976 человека, стала самой большой в России. Хотя вчера были сыграны и несколько встреч премьер-лиги.
Наполняемость 45-тысячной чаши «Волгоград Арены» могла бы быть на несколько десятков зрителей больше, если бы клуб в последний момент не решил оставить без бесплатных билетов ребят из «Академии «Ротор». Объяснения причин этого поступка со стороны руководства клуба или его учредителя (облспорткомитета) не последовало.
Билеты воспитанникам академии клуб выдавал традиционно, невзирая на сложные отношения между бенефициаром школы и управленцами ФК. Традиция существовала при частных владельцах и управленцах «Ротора», осталась и в государственном клубе. Который, как известно, был уничтожен и возрожден. Рушить традицию не решался никто, хотя люди в «Роторе» бывали разные. Но низвержение устоев, которое полным ходом шествует во многих сферах жизни региона в последние годы, добралось и до этого, казалось бы, малозначительного эпизода.
Можно сколько угодно вполне справедливо рассуждать о том, что академия «на самом деле не имеет отношения» к футбольному клубу, но по факту это единственная футбольная школа, воспитанники которой постоянно подчеркивают традиции «Ротора». В названии, символике, отношении.
С 2016 года уже 11 выходцев из академии заключили контракты с «Ротором». В 2018 году воспитанники принесли Волгоградской области две бронзовые награды крупнейших всероссийских соревнований (команда 2000 г. р. на первенстве России, а воспитанники 2003 г. р. в составе сборной Черноземья на первенстве страны).
Для понимания – билеты на футбол для «своих» младших – это не какая-то подачка, не приучение к халяве. Подавляющее большинство родителей, чьи дети занимаются в академии, легко могут себе позволить и билеты за 100–200 рублей (а билеты именно таких категорий получали дети), и намного дороже. Но многие даже сами не ходили на игру, чтобы мальчишки могли посмотреть вместе с товарищами и своими тренерами. Кто бывал в таком братстве в юном возрасте, прекрасно представляет, какое значение это имеет.
В 1996 году на том же месте, но на другом стадионе с бесхитростным названием «Центральный» зрителям предстал фантастический триллер. «Ротор» принимал «Спартак». Темповой атакующий футбол с обеих сторон увенчался россыпью разнообразных голов. Хозяева к 80-й минуте проигрывали 2:3, но затем забили дважды и стали лидерами турнирной таблицы (в итоге «Спартак» стал-таки в том году чемпионом, а «Ротор» остался лишь третьим). За игрой с трибуны следили и будущие игроки «Ротора» настоящего. Среди них 16-летние на тот момент Евгений Алдонин, будущий игрок национальной сборной, и Павел Могилевский, нынешний тренер «Ротора».
Они стали прекрасными игроками, в том числе потому, что перед их глазами блистали Веретенников и Есипов, Нидергаус и Орбу, Беркетов и Жуненко. Нынешним пацанам таких мастеров вживую не увидеть. Приходится находить позитив хотя бы в настрое, в самоотдаче сегодняшних футболистов.
Если бы 16-летнего Алдонина не пустили на игру со «Спартаком», потому что молодежный тренер не нравится президенту клуба, неважно, сколько игроков команды мастеров он воспитал, что было бы? Евгений точно не стал бы играть за взрослый «Ротор» четыре сезона до перехода в ЦСКА. Он сбежал бы из Волгограда при первой возможности.
Ровно так сейчас и поступают тысячи молодых людей во всех сферах деятельности. И те же люди, что принимают решения вроде недопуска «академических» мальчишек, потом оттоку молодежи еще и удивляются.
Это тот же подход, который читается во многих темах – устраивать травлю народному артисту, блокировать губернаторские мероприятия от «нелояльных» СМИ, искать предателей в собственной партии и тому подобное.
Кстати, на ЧМ-2018 не аккредитовали одного из лучших местных спортивных журналистов Сергея Макарова. Без объяснения причин, но на самом деле из-за «политической нелояльности». При этом благополучно аккредитовали полдюжины коллег, которые футбол от гандбола вообще не отличают, зато работают в «своих» медиа, – в виде поощрения, не иначе. Сергей, конечно, вскоре уехал из Волгограда.
Ему стало все понятно про этот город и тех людей, кто им временно овладел.
Детям, и не только футболистам, очень нужны позитивные примеры, чтобы было к чему тянуться. Но в волгоградской жизни видят они только бестолковых, черствых и циничных взрослых дяденек, которые решили распоряжаться своими государственными полномочиями как частной собственностью. Эти дяденьки еще и уверены, что имеют право делить людей на сорта по своему усмотрению, причем вдалбливают мысль, что это нормально.
Почему эта ужасная практика сложилась, можно рассуждать долго. Но очевидно, что пока она не будет прекращена, регион продолжит отставание от нормальных. Сколько бы химических заводов и ГОКов здесь ни построили».
Фото: ФедералПресс / Ярослав Малых