В красноярской школе № 45 в порядке эксперимента вводят раздельное обучение мальчиков и девочек, учеников восьмых классов. В педколлективе решение объясняют просто: в подростковом возрасте дети больше обращают внимание друг на друга, чем на учебу, а в итоге страдают и успеваемость, и дисциплина. К тому же, заявляют педагоги, подход к обучению девочек-«аккуратисток» и непоседливых, но при этом нацеленных на новые открытия мальчишек должен быть разным. Мнением об этой инициативе с «ФедералПресс» поделилась Лариса Новопашина, доцент Института педагогики, психологии и социологии СФУ:
«Такое решение, конечно, вовсе не ноу-хау. И наше российское образование с этого начиналось, и в советское время вводилось на какой-то период раздельное обучение, и сейчас в некоторых школах в нашей стране оно практикуется. Вопрос – с какой целью вводится такой порядок, есть ли у школы внятная концепция работы в связи с переходом на раздельное обучение, будет ли скорректирована образовательная программа? И, наконец, готов ли сам педагогический коллектив к такому переходу: хорошо ли сами учителя разбираются в особенностях подросткового возраста? Есть ли в школе квалифицированные психологи, которые занимаются в профессиональной среде этой темой и делятся своим опытом с учителями? Если нет, никакого толку от подобных нововведений не будет. В лучшем случае дети будут просто под присмотром. Ну а если переход на раздельное обучение – это лишь дань некой моде, желание выделиться, то лично меня это, мягко говоря, удивляет.
Психологические и психолого-педагогические основания для разделения действительно есть. Но как именно и в какие возрастные периоды его вводить, чтобы от этого был эффект, – вот в чем вопрос. Если, как в данном случае, мальчиков и девочек разделяют только в восьмом классе – это уже ни о чем. Интерес к учебе у детей надо было воспитывать в начальной школе. А если учителям не нравится, что ребята уделяют внимание друг другу, а не занятиям, то и в этом случае вводить раздельное обучение стоило при переходе из начальной школы в среднюю, в пятом классе. Сейчас это делать поздно.
Какого-либо морального вреда детям такое разделение, конечно, не причинит и общаться их не разучит. В свое время мои учителя, психологи с высочайшей профессиональной репутацией, говорили примерно так: «Что бы школа ни делала, дети вопреки этому все равно чему-нибудь научатся». И правда, детям от всех этих наших «взяли и строем пошли: мальчики направо, девочки налево» – на самом деле ни жарко ни холодно, это ровным счетом ни к чему не ведет.
А вот учителя, не исключено, таким образом сами себе роют яму. Во-первых, надо уметь работать с классами с однородным половым составом. А умеют не все. Во-вторых, в непривычной ситуации оказываются не только дети и педагоги, но и родители, с их стороны можно ждать повышенного беспокойства, может быть, и давления на школу. В-третьих, учителям придется столкнуться с тем, что девочки будут открыто ссориться и драться друг с другом, и этой ситуацией придется как-то управлять. Да, не удивляйтесь: девочки дерутся всегда, а в подростковом возрасте – гораздо больше мальчишек. Но в смешанных классах они не делают этого открыто: происходят подобные вещи где-нибудь в школьном дворе, в туалете, в подъезде. А в чисто девчачьем классе они скрываться уже не будут. А мальчики? Они будут просто подглядывать, как дерутся девочки. Раздельные классы или нет, это все равно интересно – природу не обманешь. Дети в любом случае будут жить своей жизнью».
Фото: ФедералПресс / Евгений Поторочин.