В Великобритании вступил в силу запрет на изображение в рекламе гендерных стереотипов. В частности, нельзя будет изображать женщину, которая прибирает квартиру, когда остальные члены семьи только мусорят, или мужчину, который теряется при виде подгузников. Пиарщик Платон Маматов поделился с «ФедералПресс» личным взглядом на то, появится ли подобное законодательство в России и действительно ли реклама поддерживает формирование общественных стереотипов:
«Я думаю, что нас подобные законы тоже ожидают, потому что мы в своем развитии в сфере пиара повторяем европейский и американский опыт с опозданием на пять, десять, двадцать, тридцать или сорок лет. Поэтому, безусловно, однажды такой закон нас ждет.
С практической точки зрения закон абсолютно бесполезный, потому что хороший рекламщик, если ему надо будет показать гендерный стереотип, его покажет и никакой закон ему не помеха. Есть средства для выражения этой мысли. Наметившийся тренд на всеобщее равенство, включая равенство полов, говорит о том, что это скорее политический декларативный ход, чем практическая мера. Закон позволит некоторым политикам выслужиться перед женщинами, чтобы им понравиться. Рекламщики же и так сейчас уделяют женщинам больше внимания, потому что выросло количество женщин, принимающих решения, выросли их доходы.
В России есть запреты на рекламу алкогольной и табачной продукции, которые реально действуют: они ограничивают и долю рекламного рынка, которая раньше была огромной, и самих производителей, которым приходится искать дорогостоящие и нестандартные формы рекламы, чтобы обойти запрет. А есть, помимо очевидных и нужных запретов типа запрета на рекламу алкогольных напитков, всякая бредятина типа оскорбления хлеба, оскорбления того, оскорбления сего. Эти истории больше пиаровские: очередной Милонов придумывает бесполезную хренотень.
В действительности реклама является одним из важнейших каналов формирования стереотипов. У нас большое влияние имеют и СМИ, и соцсети, и если повторять некое сообщения часто – а рекламные повторяются часто, – то это определенным образом формирует и личность человека, и его поведение. У нас привыкли, что книги формируют людей, кинофильмы формируют людей, но фильм ты посмотрел раз, ну два, ну три, книгу два раза прочитал максимум. А рекламу крутят по сто, по двести, по триста раз в месяц, так что она формирует отношение людей к жизни, поведение и все на свете.
Потому какие-то стереотипы в рекламе усиливают стереотипы и в людях. Регулировать это нужно, но это должно быть результатом деятельности профессионалов, экспертов, которые понимают в психологии, поведении людей, воздействии медиа. При разработке подобных запретов должны прежде всего работать специалисты».
Фото: Makar Vinogradov, CC-BY-SA-2.0