Увольнение старых и назначения новых глав регионов президент Владимир Путин, как правило, начинает следом за единым днем голосования. В прошлом году отставки стартовали спустя всего пару недель. Каким будет единый день голосования в этом году (таким же скандальным, или на этот раз все пройдет гладко), пока никто не знает. С одной стороны, действующие губернаторы и врио подстраховались: там, где социально-экономическая и политическая ситуация не самая лучшая, где низкий уровень поддержки власти, исполняющим обязанности глав регионов разрешили баллотироваться как самовыдвиженцам. С другой – очевидно, что уровень протестных настроений в обществе растет. И в этой части интересно будущее губернаторов от оппозиции: в 2020 году у двоих из них – Сергея Левченко (Иркутская область) и Алексея Островского (Смоленская область) – заканчиваются полномочия. Свое мнение об осенней волне отставок «ФедералПресс» высказал генеральный директор коммуникационного агентства Actor Дмитрий Еловский:
«Нужно разделять губернаторов-оппозиционеров на тех, чье избрание – это результат компромисса между правящими элитами и системной оппозицией (Островский, Клычков, например), и тех, кто победил вопреки воле федерального политического менеджмента (Левченко, Коновалов, Фургал, Сипягин и так далее).
К первым можно применять всю методологию оценки устойчивости, которая работает для провластных кандидатов. Таких рейтингов много, там все изложено. Для них важны и отношения с элитами – федеральными, региональными и муниципальными, поддержка крупных федеральных игроков и исполнение KPI и прочее.
Вторая группа живет в иной системе координат. Какой смысл, например, говорить о поддержке федеральными элитами Коновалова, если он избрался вопреки их воле и сломал все их сценарии? Он по этому пункту всегда будет в аутсайдерах и при этом будет оставаться губернатором. Для группы «несогласованных» губернаторов скорее играют роль такие критерии, как их электоральные рейтинги, наличие серьезных оснований для возбуждения уголовных дел против них самих и чувствительных членов команды, соблюдение бюджетного и иного законодательства. Это то немногое, что реально может привести такого губернатора к отставке (а по сути только одно – уголовные дела).
Оценка работы таких губернаторов со стороны федеральных элит, справки, какие-то антисоциальные выходки не создают для этой группы оснований даже для отставки по утрате доверия. В глазах населения это не президент наделил этих губернаторов своим доверием, а сами избиратели. Значит, президент просто не может отправить такого главу региона в отставку без действительно убойных причин вроде полностью, объективно доказанного уголовного дела, в рамках которого губернатор является главным виновным и его вина признается в первую очередь избирателями.
Так как «несогласованные» главы регионов прекрасно осознают свое положение, они стараются не создавать оснований для таких дел. Так что сейчас федеральный политический менеджмент находится в сложной ситуации: стандартные методы нейтрализации и устранения таких губернаторов не работают. Зато вполне работают уже забытые инструменты вроде массированных медийных кампаний, постоянного публичного давления и так далее.
При оценке перспектив таких губернаторов я бы вообще отказался от учета выполнения KPI и иных традиционных критериев. Я бы смотрел на их электоральный рейтинг и старался бы оценить перспективы уголовных дел, возбужденных в отношении членов их команды.
Что касается всех остальных, то критерии для отставок в целом уже устоялись: отсутствие серьезного прикрытия на федеральном уровне, низкие рейтинги и высокие антирейтинги как самого губернатора, так и президента и «Единой России», неисполнение KPI, отсутствие прорывных проектов в экономике либо проваленные федеральные проекты, вызывающие факты коррупции в окружении с участием самого губернатора и так далее».
Фото: ФедералПресс / Евгений Поторочин