Не так давно в СМИ прошла информация о том, что с января 2021 года Россию и Беларусь ждет интеграция с объединением экономики обеих стран, а также созданием общих Налогового и Гражданского кодексов. 6 сентября премьер-министры России и Беларуси, согласовали «Программу действий Беларуси и РФ по реализации положений договора о создании Союзного государства», переговоры по которой шли с весны этого года. И уже к 1 ноября 2019 года стороны обязались представить друг другу «Дорожные карты». Комментирует Андрей Андреев, адвокат, управляющий партнер юридического бюро «United&Partners», правозащитник, общественный деятель:
«Если в голову случайно забрела мысль о том, что интеграция двух стран – это первый шаг к реанимации Советского Союза, гоните ее прочь! СССР – это прошлое.
Да, речь идет о Союзном государстве, но это будет совершенно новый формат, хотя бы потому что страны сохранят свою независимость. Намного вероятнее то, что этот формат в какой-то степени будет приближен к такому международному образованию как Евросоюз, в котором присутствуют признаки и международной организации, и государства. То есть, в одних сферах решения принимаются руководством стран-участниц, а в других – переговорным путем между ними же.
Последний пример из взаимоотношения наших двух стран? Уже после официального утверждения Программы, президент Республика Беларусь Александр Лукашенко заявил о том, что продолжит настаивать на компенсации для своей страны за налоговый маневр России в нефтяной сфере, из-за которого бюджет республики по итогам 2019 года может недосчитаться более $300 млн (при цене $70 за баррель нефти).
Интеграция экономик не возможна без создания единой законодательной базы. Поэтому заявления об едином Налоговом и Гражданском кодексах более чем логичны.
Кстати, первые шаги к такой законодательной коллаборации уже сделаны. Так, этой весной была запущена в действие специальная база данных МВД обеих стран с личной информацией тех, кому из-за долгов или по каким-то другим причинам запрещен въезд и выезд. Запрет касается только общей границы обеих стран.
Если вернуться к созданию общих Налогового и Гражданского кодексов, то повторюсь, это закономерный процесс. Если будет общая экономика, логично что будет в какой-то степени если не общий бюджет, то скорее всего как-то разделенный. Не уверен, что это будет 50% на 50%, вполне возможно 70% на 30% или все будет зависеть от юридической «прописки» бизнеса – пока не понятно, а значит и неизвестно.
Но, как бы то ни было, без единого Налогового кодекса здесь не обойтись. А значит не обойтись и без единого Гражданского кодекса, потому что именно Гражданским правом регулируется все имущественные и личные неимущественные отношения. В том числе формы регистрации компании, Уставы и Договора. То, есть все то, без чего невозможна нормальная деятельность законопослушного бизнесмена.
Исходя из всего выше сказанного, можно смело предположить, что наши страны ждут единые:
- реестр предпринимателей;
- система учета собственности;
- доступ к госзакупкам;
- внешнеторговый режим;
- регулятор нефтегазового рынка и рынка электроэнергии;
- социальные гарантии и льготы.
Но и это еще не все. Предполагается, что между Центробанком и Национальным банком Белоруссии будет заключен межгосударственный договор о единых принципах банковского и финансового надзора. Будет ли создана единая денежная единица? Скорее всего нет. Во всяком случае, как мне кажется, первые годы – точно нет. Почему? Хотя бы потому что уж слишком это дорогое удовольствие. Есть и другие первостепенные задачи, которые нашим странам предстоит решать в первую очередь.
Также с 2021 года будут объединены и таможенные службы обеих стран. Кстати, последнее на мой взгляд, позволит отечественным компаниям и бизнесу из стран Евросоюза легально обходить антироссийские санкции.
Естественно, насколько эффективным и жизнеспособным будет данный формат новых российско-белорусских отношений покажет только время.
Как и в любом нововведении здесь есть свои не только сторонники, но и противники. Понятно, что в Беларуси переживают к примеру о том, что вся экономика республики за несколько лет будет полностью поглощена российской, удельный вес которой превосходит белорусскую в 29 раз.
Естественно, и у нас есть те, кто скажем честно, относятся с некоторой опаской к любого рода воссоединениям с бывшими братскими республиками. Уж слишком свежа еще память о том, что в Советском Союзе жители РФСФР (современной России) жили намного хуже своих собратьев из других республик не потому что не умели работать, а потому что каждый третий заработанный РФСФР рубль уходил в общую копилку для развития остальных четырнадцати республик.
Но если проанализировать отношения наших двух стран, то на всем постсоветском пространстве Беларусь вместе с Казахстаном долгое время оставались и до сих пор остаются, чуть ли не единственными для РФ не просто стратегическими партнерами, но и союзниками. А с учетом того, что между русскими и белорусами общие исторические корни, родственная культура и язык, то даже без учета именно экономической выгоды процесс интеграции России и Белоруссии, на мой взгляд, был лишь вопросом времени».