Почти половина моногородов в России может остаться без финансовой помощи. В рамках новой программы их развития количество таких населенных пунктов хотят сократить с 321 до 170. Комментирует Петр Пушкарев, шеф-аналитик ГК TeleTrade:
«Многие моногорода создавались десятилетия назад, в совсем другой экономической реальности и даже при ином политическом строе, который решал актуальные для того времени задачи. И почти половину таких моногородов вывести сейчас хоть на какую-то разумную экономическую эффективность, увы, уже просто невозможно - во всяком случае, с сохранением экономической модели вокруг все тех же морально устаревших градообразующих предприятий, которые либо закрылись, либо находятся на грани банкротства.
Выхода тут объективно два: либо создавать на основе новых технологий по сути с нуля другие предприятия, ориентированные на выпуск современной востребованной продукции, и полностью перепрофилировать население, либо как ни пугающе это звучит, но город целиком переселять, то есть разрабатывать для жителей программу миграции с насиженных за многие годы мест, с гарантиями достойного трудоустройства. По-человечески это тяжело принять, но лучше ли тянуть, годами консервируя безвыходную ситуацию, которая тем временем будет только усугубляться, едва питая эти моногорода по минимуму и все равно, конечно, по остаточному принципу, продолжая тем самым лишь подпитывать в людях надежды, которым не суждено будет сбыться? Это лишь осложнит их судьбы, оттягивая «час истины», тогда как большую часть выделяемых на поддержку в ближайшие 10-15 лет денег можно было бы уже сейчас и с большей пользой для всех направить на строительство нового градообразующего комплекса предприятий, или... да, в крайнем случае, и на те же программы переселения. Ведь во многих случаях все население моногорода составляет от 3 до 7 тысяч человек, а все градообразующее предприятие - небольшой старый стекольный или мебельный завод, который уже не в силах найти для себя место в сегодняшней экономике.
Если градообразующее предприятие закрылось или давно «не кормит», а новая работа для жителей не появилась, то не за счет же кафе, торговых центров и социальной инфраструктуры там жизнь людей улучшать? Нужны и зарплаты. А если не определены конкретно на сегодня внятные цели развития города, то чисто на поддержание нынешних минимальных социальных обязательств, временно и до прояснения дальнейших планов, денег у муниципалитетов должно хватать. И, конечно, до решения вопроса на перспективу, государство могло бы напрямую оказывать адресную помощь местным семьям с доходами ниже определенной планки на человека: это принесло бы людям больше осязаемой пользы, чем размазывание бюджетов субсидий на подъем того, чего поднять уже нельзя, или по крайней мере пока непонятно, как именно это сделать.
Вполне возможно, что сокращение перечня моногородов, подпадающих под дополнительные федеральные субсидии, и есть некий промежуточный этап на размышление, предваряющий более серьезные решения в будущем. Но не исключен и другой более простой вариант: проверка Счетной палаты показала, что прежняя программа по поддержке моногородов не смогла сколько-нибудь заметно облегчить жизнь местным жителям, и тем более не дала большинству моногородов стабильного развития и перспектив. Деньги расходовались, но доходы горожан в лучшем случае поддерживались на прежнем низком уровне, а к уменьшению зависимости от градообразующего предприятия дело и близко не двигалось. Поэтому радикального пересмотра перечня моногородов может и не случиться, но субсидии во многих случаях могут быть заморожены до выработки основных механизмов действительно новой программы, которая бы отличалась принципиально в подходах от старой. Чтобы было ясно хотя бы в общих чертах, за счет чего конкретно может быть обеспечена новая экономика города».