В России за оскорбление учителей хотят штрафовать родителей. Общероссийский профсоюз образования разработал законопроект, серьезно ужесточающий ответственность родителей за то, что их дети издеваются над учителями. О том, воплотится ли инициатива, почему существующая норма не работает и надо ли менять статус учителя, своим мнением с «ФедералПресс» поделилась ректор Института русского языка имени Пушкина, доктор педагогических наук Маргарита Русецкая:
«Инициатива, конечно, известная, и понятно, чем она вызвана, уже накопились информация, фактура и случаи. И всем понятно, что какие-то решения нужно принимать. Если посмотреть на текст предлагаемого законопроекта, и в целом соотнести с ситуацией, которая имеется, то и сейчас, когда имеет место зафиксированный факт оскорбления личности, это приводит к административному штрафу. Если ребенок несовершеннолетний, то родители платят штрафы или же идет разговор о постановке на учет. Вопрос в том, что норма есть, но не работает. Или учителя не обращаются за защитой своих прав и интересов.
Единственное новое, что появляется в законопроекте, это роль профсоюзов как той самой общественно-профессиональной организации, которая смогла бы выступать от лица учителей для фиксации этих ситуаций и для ведения до исполнения этих мер. Это новое, и это хорошо. Но есть и другие моменты, которые надо понимать. Во-первых, у нас долгое время, особенно в практике Советского Союза, учитель относился к числу чрезвычайно уважаемых профессий, и случаев угроз не было, но сейчас в обществе что-то изменилось. Ряд экспертов считают, что это связано с тем, что мы перевели образование в разряд услуг и в обществе сформировалось потребительское отношение по типу «покупатель всегда прав». И люди воспринимают образование как услугу, а значит они всегда правы. Последние годы это болезненно обсуждалось, но в итоге сформировалось такое потребительское отношение к образованию. Это обратная сторона медали. Эта попытка законодательно ужесточить, закрепить связана с сознанием того, что культурный код в отношении учителей изменился – мы старый сломали, а новый выстраивается криво.
У нас получается, что мы учителей ставим в особую позицию. В действующем законодательстве есть группы (представители государства, полицейские, судьи, военные) – за их оскорбление предписаны жесткие меры наказания. Сейчас, по сути, идет попытка приравнять учителей к категориям работников, которые олицетворяют государство, власть, правопорядок и так далее. Но тогда надо менять статус учителя. Просто так распространить на них законодательную норму, не изменив их статуса, наверное, не получится. А как изменить их статус? Внести их в категорию с военными, судьями и полицейскими? Тогда встанет вопрос, а что делать с врачами, соцработниками и другими не менее важными категориями.
Это очень болезненная и важная тема для нашего общества. Роль учительства всегда была ключевой для общества и всей культуры. То, что мы потеряли ее, печально, и надо с этим работать и изменять эту ситуацию в общественном сознании. Наверное, нужна и законодательная инициатива. Но пока этот документ надо обсуждать и прорабатывать. Нельзя забывать, что у нас сейчас растет юридическая грамотность, и мы понимаем, что спровоцируем массу ситуаций, когда родители начнут обращаться за экспертизой».
Фото: ФедералПресс / Евгений Поторочин