1 марта 2020 г. Президент Российской Федерации В.Путин подписал закон, которым вводится бесплатное горячее питание для учащихся начальной школы. Незадолго до этого, 16 мая 2019 г. вопросом о школьном питании открылся Медиафорум региональных и независимых СМИ, ежегодно проводимый Общероссийским народным фронтом. В декабре прошлого года тема школьного питания вновь обсуждалась Президентом России на встрече с общественностью в Адыгее. И наконец 15 января 2020 г. в Послании Федеральному собранию в числе прочих мер социальной поддержки семей с детьми было объявлено о введении бесплатного здорового горячего питания для всех без исключения младших школьников. Перефразируя классика, можно уверенно сказать - революция в сфере школьного питания, о необходимости которой долгие годы говорила родительская общественность и экспертное сообщество, совершилась. Комментирует Владимир Чернигов, руководителя АНО «За школьное питание»:
«Казалось бы – чего еще можно желать? Самая высокая политическая воля и очень значительные даже по меркам развитых стран денежные средства (более 40 млрд рублей ежегодно) адресованы в тарелку самым младшим ученикам. Они должны поднять на небывалую высоту и само питание детей во время учебного процесса, и привести к небывалому развитию всей сферы школьного питания. Достаточно стремительное принятие еще и Федерального закона, определяющего базовые принципы выполнения данных решений, должно гарантированно обеспечить успешную реализацию идеи Послания.
Так почему же еще 25 февраля 2020 г., сразу после принятия нового закона в третьем чтении Государственной Думой и одобрения его Советом Федерации, не дожидаясь подписания документа Президентом России и его официального опубликования в Правительстве России проводится совещание, полностью посвященное организации бесплатного питания? С какой целью по его итогам формируется рабочая группа (штаб) исключительно по данным вопросам? Неужели внешне простое и понятное решение Президента России о введении бесплатного питания застало врасплох систему, которой предстоит его претворять в жизнь. Увы, это именно так.
Скажу больше – примерно через месяц после объявления о введении бесплатного горячего питания в одном из своих выступлений Владимир Путин произнес слова, которые я меньше всего ожидал услышать. Говоря о принятии решения о питании младших школьников, Президент сказал, что «все были против». И тем не менее решение состоялось. Вот с этого места, как говорится, пожалуйста поподробнее.
Кто же мог быть против предоставления детям хотя бы в младших классах бесплатного горячего здорового питания? Причем против настолько, что Президент даже решил публично рассказать о том, как непросто принималось данное решение и употребить слово «ВСЕ». Не сказать, что в традициях нашего национального лидера предавать огласке внутренние процессы и процедуры. Что изменилось на этот раз?
Мне, конечно же, неизвестны причины таких прямых и достаточно жестких слов Президента. Позволю себе сделать несколько предположений и высказать собственное мнение о том, почему будет так важно и так сложно претворить решение о школьном питании в жизнь.
Упомянутое ранее выражение и сравнение произошедшего в сфере питания детей с революцией более чем уместно и наглядно. Потому что, говоря в исторических примерах, революция – это не только и не столько взятие Бастилии или залп Авроры. Это вся совокупность предшествующих, но что гораздо более важно – дальнейших событий. Поэтому полагаю, что и само решение о введении по всей стране в течение трех лет бесплатного горячего питания в школе знаменует собой коренной разворот к новому формату решения застарелых проблем.
На фоне большого количества социальных инициатив, озвученных в Президентском послании, тема школьного питания неожиданно оказалась самой позитивно воспринятой и единодушно одобряемой обществом, властью и бизнесом. Наверно, не найдется политика с самого начального уровня муниципального управления и до самых высоких кабинетов и постов, кто бы не высказался в поддержку этого решения. От щелканья каблуками при докладах о немедленной готовности исполнить решение Президента России, даже не дожидаясь необходимых расчетов и получения федеральных средств, стоял треск от Москвы до самых до окраин. Региональные, а вслед за ними и некоторые федеральные СМИ бодро рапортовали о том, что регионы и муниципалитеты один за другим находят решения для обеспечения полновесной, безусловно горячей и абсолютно бесплатной школьной тарелки.
Не побоюсь нечаянно кого-то обидеть, но предположу – многие из рапортующих сам закон даже не прочитали. Хотя в нем вопросам непосредственно питания школьников посвящено всего лишь 4 странички в общей сложности. Но вот эта самая общая сложность и станет основным препятствием на пути реализации важнейшей для нашей страны, на мой взгляд, социальной инициативы нашего национального лидера. Вникнуть и разобраться в том, что происходит вокруг школьной тарелки, далеко не просто и не безболезненно для многих участников процесса.
Из вчера невозможно перейти сразу в завтра. Поэтому та самая система, которая все эти годы виртуозно уклонялась от решения нараставших проблем в школьной тарелке, никуда вдруг не исчезнет и правил своей жизни сразу не поменяет. Именно она сегодня и станет претворять в жизнь принятые решения. Привычно проводить совещания и создавать планы, привычно пытаться вместить новое, по сути и смыслу, в прокрустово ложе ведомственных полномочий и безрисковых бюрократических конструкций. Есть горькая шутка: нельзя измениться, ничего не меняя, но мы будем! Вдвойне горько от того, что к текущему моменту она имеет самое прямое отношение. И это я считаю сегодня главным вызовом и риском.
На протяжении многих лет приходилось многократно и настойчиво повторять: школьное и социальное питание – это СПЕЦИАЛИЗИРОВАННАЯ отрасль экономики в нашей стране. Её устойчивое состояние, эффективная работа и поступательное развитие невозможны без признания самого этого факта. Только взгляд через призму отраслевых компетенций и экспертизы позволит найти решения многочисленных накопившихся противоречий и проблем. Убежден, что ни самые квалифицированные чиновники, ни законодатели, ни родительская общественность в силу объективных причин таковыми не являются.
Бытовой осведомленности о том, как жарить котлету и варить суп для решения отраслевой задачи совершенно недостаточно. К слову, в школьном питании разрешены далеко не все способы термической обработки продуктов. Для тех, кто не согласен – простой вопрос: умея пожарить яичницу дома готовы ли вы, к примеру, обеспечить пресловутой яичницей человек так 200-300, пришедших в столовую на 10 минут школьной перемены? Яичница, к слову, тоже не из школьного меню, а просто для наглядности. И таких нюансов сотни, если не тысячи. Начиная с того, что считать достаточным в части обеспечения оборудованием школьной столовой и заканчивая тонкими вопросами лишних граммов в кое-как разработанных школьных меню, без оглядки на реальную стоимость и доступность продуктов. Тех самых граммов, которые теперь уже за федеральный счет и в масштабах всей страны обернуться десятками, если не сотнями миллионов ежегодно напрасно потраченных рублей. Наших с вами рублей, дорогие родители.
Так вот, ни выделенные деньги, ни самые серьезные решения не заменят глубокой, тщательной работы по каждому участку и компоненту отрасли школьного питания. Такой экспертизы мало, но она существует и найти ее можно в первую очередь в компаниях, профессионально обеспечивающих массовое питание. Они не всегда работают в сегменте школьного питания – многие из них принципиально не готовы продираться через частокол нормативной неразберихи и казуистики. Но уверен, что с принятием таких государственных решений и выделении значительных средств будут готовы применить свои знания и опыт для школьного меню.
Мне ничего не известно о том, что профессионалы и эксперты рынка были приглашены к разговору и включены в работу. Именно это считаю второй существенной уязвимостью реформы школьного питания.
Закончить этот разговор хочу неожиданно. Потому что на этом месте ожидаемо должен бы прозвучать громкий призыв или гневный вывод. Считаю, что пафос и эмоции, как и залихватский настрой на быстрые победы в перезагрузке школьного питания совершенно не полезны. А вот то, без чего точно нельзя никак обойтись, вновь особо подчеркнул Президент России на встрече по итогам своего Послания с общественностью городке Усмань Липецкой области в конце января текущего года.
Оценку эффективности принятых решений и мер по их реализации должны поставить сами граждане. В случае со школьным питанием это – родители, причем не только младших школьников, а всех учащихся. Общественный и родительский контроль должны стать неотъемлемой частью и системы, и самого процесса школьного питания. Именно эту идею и поддержал Президент нашей страны. И это по моему глубочайшему убеждению является третьим условием и вызовом реформы. Вызовом для каждого из нас.
Потому что простой и абсолютный результат реформы питания детей в школе можно определить всего двумя словами: чистые тарелки. А требования к школьному питанию в целом я бы уместил тоже всего в пару слов. Должно быть ВКУСНО И ПОЛЕЗНО. Это предлагаю принять и за критерий, и за точку отсчета, и за конечную цель всей нашей работы.
Фото: ФедералПресс / Евгений Поторочин