Сегодня «Российские железные дороги» (РЖД) объявили об сокращении периодичности или отмене большого числа поездов в связи с эпидемией коронавируса. О том, как каким же образом она столь сильно повлияло на деятельность РЖД и какими еще неблагоприятными последствиями она грозит, своим мнением поделился промышленный эксперт Леонид Хазанов:
«Действительно, коронавирус сумел задеть одну из главных инфраструктурных корпораций нашей страны – РЖД, поскольку из-за его распространения и введенного в стране карантина граждане не могут ездить столь активно на поездах как раньше. Причем это касается в равной степени поездок на отдых и по делам. В результате РЖД была вынуждена с 7 апреля снизить периодичность курсирования 37 поездов и отменить 53 поезда. Одновременно ею было принять решение отправлять меньше высокоскоростных «Сапсанов» из Москвы в Санкт-Петербург и обратно.
Ранее в РЖД прекратить движение поездов между Россией и рядом стран мира, что сразу же сказалось на их объемах перевозок пассажиров по маршрутам дальнего следования: в марте они уменьшились на 19,9 % (к уровню аналогичного месяца 2019 года) до 6,5 млн человек.
В результате падения объемов перевозок страдает не только само РЖД, но и могут возникать проблемы у связанных с нею компаний и предприятий из самых различных отраслей. Если же эпидемия затянется на несколько месяцев и карантин не будет снят в конце апреля, то это самым негативным образом может сказаться на производителях железнодорожной техники, в том числе и их лидере – «Трансмашхолдинге».
Дело в том, что подвижной состав РЖД приобретает в рамках долгосрочной программы ее развития до 2025 года. Закупки же отдельных партий осуществляются в рамках отдельных контрактов, как раз подобный документ был подписан 12 марта между РЖД и «Трансмашхолдингом», обязавшимся до конца нынешнего года изготовить 13 электропоездов ЭП2Д и ЭП3Д на Демиховском машиностроительном заводе (ДМЗ).
Однако период с 30 марта по 3 апреля был объявлен на ДМЗ, равно как и на остальных предприятиях «Трансмашхолдинга» нерабочим (не считая их дежурных служб). Логично предположить, что в настоящее время они приостановили выполнение заказов для нужд РЖД и иных клиентов. Продление карантина в России может привести к дальнейшему простою заводов и сдвигу в выпуске локомотивов и вагонов, вызвав за собой значительное снижение их доходов и зарплат сотрудников.
Если же РЖД из-за эпидемии будет пересматривать свои планы по приобретению подвижного состава в сторону сокращения (ведь нет смысла закупать электровозы, тепловозы и вагоны, если уменьшаются перевозки), то тогда финансовые потери «Трансмашхолдинга» будут значительные. Я бы не скидывал со счетов возможное уменьшение персонала на его предприятиях, но надеюсь, до такого сценария не дойдет (в противном случае вероятен социальный взрыв в городах, где они расположены)».
Фото: АО «Трансмашхолдинг»
Пандемия коронавируса