Top.Mail.Ru
Политика
Москва
0

«Это снимает проблему придирок». Политолог Григорьев рассказал о возможностях электронного голосования и сбора подписей

Голосование
Электронные системы усовершенствуют выборы в России.

Изменения избирательного законодательства, которые были одобрены на днях Государственной думой, дали повод для многочисленных дискуссий. Самой обсуждаемой стала норма, позволяющая россиянам голосовать по почте. Предусмотрен также сбор подписей через портал Госуслуги. Есть ли риски при введении новых форм голосования? Можно ли рассчитывать на честность и легитимность такого порядка? Своим мнением на этот счет с «ФедералПресс» поделился директор Фонда исследования проблем демократии, кандидат политических наук Максим Григорьев.

«Принятый недавно Государственной думой закон является шагом в сторону дальнейшей либерализации избирательного законодательства и приведения его в соответствия с текущим уровнем научно-технического прогресса.

Начнем с того, что законом принципиально разрешается использование Единого портала государственных и муниципальных услуг для сбора до половины необходимых подписей избирателей на региональных выборах. Безусловно, это революционная мера, снимающая целый ряд вопросов.

Как известно, вопрос сбора подписей является одним из самых острых для многих избирательных кампаний. С одной стороны, на региональных выборах, особенно раньше, было немало примеров, когда подписи не были засчитаны по сугубо формальным причинам – пропущенная буква в названии улицы, старое место жительства гражданина, неправильное указание органа власти, должности выборного лица и т.д. С другой стороны, практически в каждой региональной избирательной кампании есть примеры массового предоставления подделанных подписей. Вспомним хотя бы выборы в Московскую городскую Думу 2019 года. Многие оппозиционные кандидаты были уличены в том, что подали подделанные подписи, включая подписи уже умерших людей. Несмотря на очевидную фальсификацию, небольшая, но достаточно активная часть москвичей продолжала считать, что даже в этом случае они должны быть допущены к выборам.

Устанавливаемая законом мера наполовину снимает данную проблему: фальсификация или, наоборот, придирки к этой части подписей становятся невозможны, если их подача происходит через Единый портал. Кроме того, закон устанавливает, что «неточное указание в подписном листе наименования должности выборного должностного лица, наименования законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, представительного органа муниципального образования, наименования субъекта Российской Федерации, муниципального образования» <…> «не может служить основанием для признания подписей избирателей, участников референдума недействительными». Это полностью снимает проблему правомерных с точки зрения закона, но по сути формальных придирок.

Следующий блок новаций в законе связан с созданием условий для защиты здоровья избирателей. Необходимость создания такого рода дополнительных условий вряд ли вызовет вопросы у любого здравомыслящего человека в условиях эпидемии коронавируса. Точно так же мы понимаем, что в случае, если граждане перестают соблюдать меры самоизоляции, течение и длительность эпидемии становится сложно предугадать. Эта эпидемия может, а скорее всего, и станет не последней в истории человечества, что должно получить свое отражение в правильно написанном законодательстве.

Очевидно, что с учетом этого голосование на избирательных участках возможно проводить только в случае принятых мер по защите здоровья людей, в том числе соблюдения необходимого дистанцирования, регулярной обработки помещений и т.д. В этом случае скорость голосования неизбежно становится меньше, что может привести к очередям, которые в свою очередь снова уменьшают защиту граждан. Чтобы этого не произошло, необходимо дать принципиальную возможность увеличить время досрочного голосования. Конечно, при соблюдении всех мер общественного контроля – в присутствии наблюдателей.

Также ля защиты здоровья людей принципиально разрешается возможность голосования по почте. Именно эта мера поможет защитить здоровье и снизить нагрузку на участки для голосования. Такая возможность является обычной и широко распространенной в мире – ей пользуются более 23 стран, включая США, Германию, Великобританию, Южную Корею и т.д. Она не является новой для России и использовалась ранее на региональных выборах с 2011 года. Она является удобной для достаточно большой группы избирателей. И она обладает ровно такой же степенью прозрачности для общественного контроля.

Согласно использовавшейся ранее процедуре, после заявки избирателя ему высылались бюллетени для голосования, которые вручались под подпись лично в руки после проверки паспорта получателя (аналогично проверке личности на избирательном участке). Специальные конверты обеспечивают сохранность бюллетеней и тайну голосования, а подсчет их происходит в присутствии членов избирательной комиссии и в присутствии наблюдателей, аналогично подсчету голосующих на участке. Позиция руководства Центральной избирательной комиссии позволяет быть уверенным в том, что новый порядок голосования по почте будет иметь подобный или даже еще более строгий характер.

Вводимая законом принципиальная возможность дистанционного электронного голосования также снимает угрозу здоровью граждан. Прошедший на выборах в Мосгордуму эксперимент показал, что его результаты пользуются доверием граждан. Более половины наших граждан хотят голосовать по-новому. Отдельной поддержкой данные формы голосования пользуются у молодежи. Очевидно и то, что остановить научно-технический прогресс невозможно, и не имеет смысла это делать. Выступать против идеи электронного голосования в принципе – примерно, как отказываться от использования компьютеров и мобильной связи в пользу использования почтовых писем. Вместе с тем особенности защиты и формы общественного контроля за дистанционным электронным голосованием, очевидно, требуют более широкого разъяснения.

Значительный плюс предлагаемых принятым законом дополнительных форм голосования не только в том, что они расширяют возможности выбора для избирателей, но и в том, что они делают голосование более удобным. Это, несомненно, приведет к тому, что в нем будет участвовать больше избирателей, а значит, формирование власти будет основано на выборе большей части общества, т.е. иметь более демократический характер. Возможно, в этом и состоит причина резкого неприятия этих форм голосования со стороны небольшого меньшинства, которое не имеет шансов прийти к власти в условиях учета мнения большинства общества. Использование же новых форм голосования еще больше увеличит количество участвующих в голосовании.

Немаловажным и практически незамеченным широкой публикой является и вопрос реализации избирательных прав людей, которые должны применять меры изоляции. Если бы выборы планировались не в сентябре, а сейчас, речь шла бы о многих сотнях тысяч людей – заболевших и находящихся дома, на карантине, о членах их семей и тех, с кем они контактировали. Обойти всех этих людей с помощью выездного голосования не только невозможно, но и крайне опасно для здоровья членов избирательных комиссий. Прямо говоря, их посещение может привести к новой волне заражений. Единственный способ реализовать их избирательные права – предоставить возможность голосования по почте или путем электронного голосования. Те, кто выступают против этих возможностей, фактически призывают лишить избирательных прав эти сотни тысяч людей».

Фото: ФедералПресс / Виктор Вытольский

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Подписывайтесь на наш канал в Дзене, чтобы быть в курсе новостей дня.