Авиационная отрасль одна из тех, которая особенно пострадала от коронакризиса. Масса санитарных правил и ограничений, вынужденный простой и вот только теперь становится понятно, какими станут авиаперелеты в ближайшем будущем. Росавиация после согласования с Роспотребнадзором на днях опубликовала методические указания по организации работы. В частности, разрешился спор по социальному дистанцированию на бортах – заполнять их будут по прежним нормам при соблюдении других сантребований. Как новые правила отразятся на привычной работе авиаотрасли и почему скорого повышения цен на перелеты не случится, но ждать его все равно стоит, нам рассказал глава аналитической службы «АвиаПорт» Олег Пантелеев:
«Негативным фактором для авиакомпаний и отчасти операторов аэропортов, с одной стороны, станет увеличение затрат на приобретение термометров (впрочем, они уже понесены) и регулярную закупку средств индивидуальной защиты - масок, перчаток, кожных антисептиков. С другой стороны, возникают дополнительные риски, связанные с проверкой самочувствия сотрудников. Если у работника обнаружат температура свыше 37 градусов, то он не будет допущен к выполнению своих служебных обязанностей. Это может создавать определенные проблемы при выполнении компанией оборотных рейсов. Речь ведь не идет о том, чтобы авиакомпании возили на борту запасных пилотов или бортпроводников. Ситуация не драматична, конечно, но риски увеличиваются.
Вторая проблема - это увеличение времени обслуживания рейсов в аэропортах. При посадке и высадке нужно будет соблюдать социальную дистанцию. Понятно, что в аэропортах и на бортах самолетов пассажиры могу игнорировать эту рекомендацию, но авиакомпаниям и операторам аэропортов все равно необходимо принимать меры для избегания скопления людей. В частности, правильно выстраивать очереди. И если в апреле, когда пассажиропоток был в 10-20 раз ниже чем годом ранее, соблюсти социальное дистанцирование было не так уж и сложно. То в июне, когда пассажиропоток ожидаемо вырастет, это станет проблематично.
Что касается цен на перелеты. Когда предложение существенно превышает спрос, то установить высокую цену авиакомпании просто не смогут. С июня к полетам возвращается авиакомпания «Победа». Она всегда была ценовым раздражителем. Этот тренд подхватили и еще ряд компаний. Поэтому пока, по крайней мере на первую половину июня, прогнозировать рост цен не приходится. В дальнейшем это может произойти. Но до тех пор, пока предложение будет существенно превышать спрос, существенного роста цен на билеты не будет. Я бы сказал, что самым тяжелым периодом для авиакомпаний станет конец августа – начала сентября. В этот период нельзя исключать банкротств авиакомпаний. Это приведет к сокращению конкуренции на рынке, и именно после этого у оставшихся перевозчиков появится возможность каким-то образом повышать тарифы. Но серьезно на рынке это скажется только через год. Можно прогнозировать, что цены на перелеты скакнут в апреле 2021 года. Рост будет действительно серьезным – более чем на 20-30%».
Фото: ФедералПресс \ Полина Зиновьева