Последние несколько дней события с розливом нефтепродуктов обсуждают по всей стране. В то же время экологический вопрос для многих регионов из-за непростой эпидемиологической обстановки, остается открытым. Так, в Омске на этой неделе горожане жаловались на невыносимые запахи, от которых першило во рту, а открыть окно не представлялось возможным. Удастся ли омским властям в 2024 году представить красивые цифры в отчете и сократить количество выбросов и существует ли риск подобных Норильску событий в Омске? Своим личным взглядом на этот счет поделилась председатель Омского регионального отделения партии «Яблоко» и борец за экологию Татьяна Нагибина:
«В середине мая Александр Бурков в рамках конференции сообщил, что деньги, которые были выделены на программу «Чистый воздух» регионы не получат, поскольку их решили перераспределить на борьбу с коронавирусом. При этом экология у нас в Омске, я считаю, за время пандемии нисколько не улучшилась, а напротив, лишь ухудшилась. В период самоизоляции никакие проверки не проводятся на промышленных предприятиях, а телефоны горячей линии не работали. Выбросы продолжаются, причем на этой неделе были до того сильные, что людям становилось дурно. В дневное время откровенно воняло химией, нефтепродуктами и какими-то другими непонятными запахами. Если говорить об автотранспорте, то в разгар пандемии конечно количество автомобилей резко снизилось, но это лишь короткие полторы недели, и в какой-то степени дышать было немного легче. Но промышленные предприятия многие даже наоборот воспользовались случаем. А сейчас город живет обычной жизнью.
За время режима самоизоляции в Омской области экология, на мой взгляд, не улучшилась. Никаких мероприятий по улучшению качества атмосферного воздуха, к сожалению, не предпринималось. Сейчас решение экологического вопроса, все внеплановые проверки, к которым мы слишком долго шли, в Омской области остановлено полностью и когда все возобновится, сказать трудно. Здоровье населения оставлено на потом. Как бы все хронические заболевания и плановые операции – оказались второстепенными. В связи с этим, я не ожидаю ничего хорошего к 2024 году. Время идет быстро, а деньги уходят на борьбу с коронавирусом. И не факт, что денежные средства останутся на проект «Чистый воздух», и скорее их регион не получит.
Если говорить о том, как обстоят дела с промышленной безопасностью на потенциально опасных предприятиях в Омске и с взаимодействием владельцев, МЧС и властей, и соответственно есть ли риск подобных Норильску событий в Омске, то я считаю, что такой риск однозначно существует. Конечно, недопустимо обвинять кого-то конкретно из омских предприятий, но северо-западный промышленный узел, он, конечно, вносит свои коррективы в экологию города. К примеру, тот же завод «Омский каучук», небольшое предприятие «Астра», а на днях, ТЭЦ накрыло весь город. У нас сейчас самое коронавирус и экологический вопрос никак не решается. У нас ведь обычно ничего не решается пока гром не грянет».
Фото: pxhere.com, из личного архива Татьяны Нагибиной