Одна из ключевых составляющих белорусского кризиса – скорость развития событий. Большинство предлагаемых российскими и белорусскими коллегами сценариев развития ситуации в Белоруссии наличие этого фактора не учитывают. Накануне в Минске прошли два массовых митинга – один в поддержку действующего главы государства, другой – его оппонентов, призывающих Александра Лукашенко немедленно покинуть свой пост. Люди недовольны длительным правлением Лукашенко, потому и столь активно выступают против него. Политолог Максим Жаров в авторской колонке для «ФедералПресс» утверждает – следует рассматривать три наиболее вероятных сценария развития белорусского кризиса именно с учетом временного фактора:
Венесуэльский вариант
Фактически Белоруссия уже находится в этом сценарии. Формируются два параллельных центра власти – действующий президент Лукашенко и избранный президент Тихановская. Скоро Тихановскую признают Польша и страны Балтии, а потом и США. Оба президента имеют свою политическую повестку, митинги «за» и «против» в Белоруссии продолжаются с переменным успехом для обеих сторон. В случае крупного кровопролития против Лукашенко и верных ему силовиков по аналогии с Николасом Мадуро вводятся жесткие персональные санкции.
Политическая судьба Лукашенко после введения санкций будет определяться его личной – с российской или китайской помощью – способностью быстро обезвреживать заговоры в своем окружении, а также состоянием его здоровья.
Венесуэльский вариант в Белоруссии – это по сути геополитический цугцванг. Он может длиться сколь угодно долго, пока один или несколько внешних игроков, стоящих сейчас за уличными протестами, не найдут время и ресурсы для окончательного слома режима Лукашенко.
Экстренный союз
Ключевое условие для начала реализации этого варианта – в окружении Александра Лукашенко побеждают сторонники решения кризиса легитимности власти через институты Союзного государства. Происходит жесткая силовая зачистка прозападного окружения Лукашенко, которое сейчас фактически работает против него. Лукашенко обращается к народу с предложением политических реформ, на фоне которых происходит углубление интеграции с Россией в рамках Союзного государства. В России и Белоруссии проходят референдумы по соответствующему изменению конституций обеих стран. Александр Лукашенко досрочно уходит с поста президента, ключевые посты в Союзном государстве занимают Владимир Путин и Виктор Лукашенко.
Данный вариант «спасения» Белоруссии возможен только в случае очень быстрой его реализации. На это есть время максимум до февраля – марта 2021 года, когда вступит в должность следующий президент США. Существенным минусом этого варианта является тот факт, что агрессивное сопротивление ему будут оказывать не только Запад и прозападное окружение Лукашенко, но и прозападные российские элиты. Поэтому если Белоруссия и Россия не начнут сценарий прямо сейчас, он никогда не будет реализован.
Внезапный коллапс
Как видно из последних появлений Александра Лукашенко на публике, состояние его здоровья оставляет желать лучшего. Поэтому нельзя исключать вариант внезапного полного или частичного «схлопывания» власти в Белоруссии. Такое «схлопывание» власти наблюдалось в феврале – марте 2014 года на Украине, после бегства из страны Виктора Януковича. В этом варианте судьба Белоруссии и ее геополитическая ориентация опять же зависят от «борьбы партий» в окружении Лукашенко.
Если на президентских выборах в США победят демократы, в ситуации коллапса власти в Белоруссии не исключено военное вмешательство НАТО с непредсказуемыми последствиями для мира.
Именно поэтому сейчас все внешние игроки в Белорусском кризисе и окружение Лукашенко должны быть сильно заинтересованы в «венесуализации» ситуации для формирования общей переговорной площадки и выработки совместных решений на основе компромисса.
Фото: TUT.BY / Дарья Бурякина