Киноакадемия представила новые требования для номинации на «Оскар» Так, минимум один из актеров, играющих роль первого или второго плана, должен быть представителем расовых или этнических меньшинств. В противном случае, по меньшей мере 30% всей остальной труппы должны быть женщинами, представителями расовых, этнических, сексуальных меньшинств или людьми с ограниченными возможностями. Как к этому относится? Не помешают ли подобные правила продвижению действительно талантливых фильмов? Комментирует Виталий Тепикин, кандидат исторических наук, профессор, писатель-публицист:
«Вчера все мы узнали о том, что Американская киноакадемия разработала новые стандарты для картин, номинирующихся на «Оскар». Объявлено это во всеуслышанье, вполне официально, и мы имеем дело уже не со слухами, которые начали упорно ходить по данному поводу в профессиональных кругах еще месяц назад. Своих коллег и студентов я сразу предупреждал: увидите, бунт на улицах Нью-Йорка отразится на «Оскаре». И вот – пожалуйста! Американское общество, как вы знаете, вообще очень резонансно. Так что же киноакадемики? Они заявили, что «стандарты разработаны для поощрения равного представительства на экране и за его пределами, чтобы лучше отразить разнообразие аудитории, идущей в кино». Ну, понятно, подстраховались ребята, заранее избегая каких-либо нападок со стороны темнокожих.
Скажу сразу, что новые правила касаются одной номинации, зато самой главной и одиозной - «Лучший фильм». Четыре требования к номинантам выдвинули.
Во-первых, среди главных героев или героев второго плана обязательно должен быть темнокожий, азиат, латиноамериканец, житель Ближнего Востока или представитель иной этнической группы. Во-вторых, не менее 30 процентов актерского состава картины должны представлять женщины, этнические меньшинства, члены ЛГБТ-сообщества и люди с ограниченными возможностями. Выбор оставляют за режиссером. В-третьих, главная тема картины теперь программируется, она должна касаться или расовых, или гендерных проблем, как вариант – проблем людей с ограниченными возможностями.
Четвертый обязательный к выполнению стандарт требует присутствия в команде стажеров, дистрибьютеров, руководителей рекламной кампании хотя бы нескольких (здесь уточнений не дали киноакадемики) представителей других этнических групп, женщин, опять же членов ЛГБТ-сообщества. Как вам все это? Даже простому зрителю ясно, что перебор. А уж тех, кто завязан с кинопроизводством, новые правила ставят в очень жесткие рамки, сужающие возможности выбора и творческого диапазона в целом.
«Москва слезам не верит» Владимира Меньшова уже не взяла бы «Оскар», как в 1981-м, Никита Михалков не смог бы заявиться и победить, как в девяностые...
Конечно, каждое время диктует свои правила, по которым нам всем приходится играть, дистанцироваться от знаковых событий общественной жизни, идеологических тенденций бессмысленно, нелепо. Но художник должен оставаться свободным в своем выборе наблюдать, подмечать, размышлять, передавать глубоко волнующее его своей аудитории через художественно-выразительные средства. Михалков как-то очень взволнованно мне сказал: «Виталий, пусть каждый занимается своим делом...»; тогда он переживал из-за некомпетентности некоторых, вторгавшихся в художественную жизнь. А сейчас мы видим подлаживание Американской киноакадемии под требования разношерстной толпы, дабы подстраховать и обезопасить себя, что не делает академии чести.
Немного радует, что новые требования к фильмам, выдвигаемым на главный «Оскар», вступят в силу только в 2024 году, 94-я и 95-я церемонии сохранят свое лицо. Не могу исключать и того, что через два года все откатят, а происходящее – спектакль для публики».
Фото: ФедералПресс