УрФУ объявил о переходе на дистанционное обучение до конца января: это означает, что зимнюю сессию студенты будут сдавать онлайн. При этом преподаватели фактически стали работать больше. О том, почему нагрузка в университетах возросла, какие проблемы выявила пандемия и что из нового опыта может пригодиться после ее окончания, «ФедералПресс» рассказала член-корреспондент РАН, завкафедрой русского языка, общего языкознания и речевой коммуникации филфака УрФУ Елена Березович:
«Любое дистанционное образование – это исключительная мера. Во-первых, для ситуации катастрофы, во-вторых, для высокомотивированных людей. Для студентов младших курсов, у которых нет сильной мотивации и социализации, такой вид образования, мягко говоря, нежелателен. То, что сейчас университет стоит на голове и делает все возможное, что мы работаем в несколько раз больше, чем обычно – это точно.
Разные электронные платформы все время обнаруживают свои особенности – это значит, что материалы нужно готовить в разных форматах. Допустим, то, что раньше я писала на доске, мне нужно подготовить в одном или другом виде: у Microsoft Teams одна специфика, у Zoom – другая. Кроме технических проблем, уходит очень много психологической энергии, когда ты видишь перед собой не людей, а «деток в клетках» или попросту черные квадраты.
Чтобы записать лекцию, ты тратишь гораздо больше времени, чем когда ты ее просто читаешь. Плюс ты тратишь приличные суммы денег на техническое сопровождение, закупая наушники, камеры и так далее.
Личного времени у нас не было никогда, но сейчас нагрузка увеличилась очень резко: мы должны все время отвечать студентам и коллегам в мессенджерах всех видов («Вконтакте», Microsoft Teams, Facebook), по электронной почте, по телефону. Конечно, стараемся реагировать на вопросы студентов, понимая, что в состоянии катастрофы находятся все, но так быть не должно. Преподаватель и так проводит все свое время за компьютером, но при этом требуется еще очень много бюрократической отчетности.
Карантинная катастрофа лишний раз показала, что ничего важнее, чем связь учителя и ученика, в образовании нет. То, что администрирование сверху здесь имеет мало значения – это факт. Надзорные органы реально помочь практически ни в чем не могут, а требования по бюрократической отчетности велики и излишни.
Главный вывод состоит в том, что в условиях карантина высшее образование в целом держится героически, но хочется, чтобы потом это все на большой процент ушло из нашей жизни. Могут остаться отдельные элементы дистанта – скажем, записи лекций приглашенных или заболевших преподавателей, какие-то дополнительные (внепрограммные) лекции и беседы, мобильные семинары с участниками из разных мест (допустим, вчера у нас на проблемной группе был видеомост с полярником с острова Врангеля), но тотальная система дистанта – только для катастрофы».
Фото: ФедералПресс / Полина Зиновьева
Пандемия коронавируса