Top.Mail.Ru
Экономика
Москва
0

Архитектор – о развитии российских городов: нужно переосмыслить опыт прошлого

Москва
Эксперт рассказал, как разработать план развития города

Три-пять лет назад в России о понятии мастер-план города или территории знали только градостроители и урбанисты. Но в последние годы все изменилось. В 2019-2020 годах в России прошло три конкурса на разработку мастер-планов для города и конкретных территорий — в Дербенте, Альметьевске и Самаре, а власти отдельных регионов начали самостоятельно создавать структуры для перезапуска городов. Основатель и генеральный директор московского архитектурного бюро IND architects Амир Идиатулин рассказал «ФедералПресс», почему важно создавать мастер-планы и как переосмыслить развитие города:

Стойкая необходимость

Преимущество мастер-плана — комплексность. Он учитывает социально-экономические реалии города, особенности и тенденции, происходящие в нем, и закладывает адаптацию под меняющиеся условия и вызовы. В основе мастер-планирования стоит человек (житель) территории, — он по умолчанию заказчик проекта.

Опросы, проведенные в России в 2016-2018 годах, показали, что жители недовольны качеством жизни в населенных пунктах: более половины россиян считают свои районы однообразными, а 80% не чувствуют себя в них в безопасности. Во многом это наследство Советского Союза, где города планировались и развивались централизованно.

Отдельная проблема России — моногорода. После развала СССР на место плановой экономики пришла рыночная. Часть предприятий не выдержали конкуренции и закрылись, а на их место никто не пришел. В больших городах, где есть множество вариантов приложения труда, это не сильно повлияло на развитие, но в моногородах, построенных вокруг заводов, закрытие последних — трагедия. Жители теряют места работы, а дети и подростки перспективы жизни в родном городе. Как итог: растет миграция, а города умирают.

Поэтапное планирование

Для работы над мастер-планом нужен Центр компетенций. К работе лучше привлечь архитекторов из российских и зарубежных бюро. Центр сможет самостоятельно строить внешние коммуникации, участвовать в федеральных и национальных проектах и организовывать конкурсы на разработку мастер-планов. Пока такие центры в России открыты не везде, и работу строят приглашенные эксперты.

При подготовке мастер-плана необходимы качественные исследования проблемных точек в городе. Мастер-план успешен, если в финале его реализации житель доволен. Поэтому нужно выстроить тесный контакт со всеми социальными группами населения — от молодежи и семей с детьми до пенсионеров, бизнесменов и представителей органов власти. Работа с жителями обнажает проблемы и помогает выработать способы их решения. Создание и реализация мастер-плана — многолетний процесс, и вовлеченность жителей влияет на итоговый результат.

В работе над конкурсными проектами мастер-планов Дербента в Республике Дагестан, территории долины реки Степной Зай в Альметьевске в Республике Татарстан и территории, прилегающей к стадиону «Самара Арена», в Самаре консорциум под руководством бюро IND architects устраивал воркшопы и проектные семинары для населения. Жители, которые не смогли посетить мероприятия, участвовали в онлайн-анкетировании. Психологи выявляли скрытые проблемы, а социологи анализировали социальные сети. Работа с населением помогла понять, что не хватает в городах и на территориях, а выводы и способы решения мы отразили в мастер-планах.

Важность конкурса

Конкурс на разработку мастер-плана — возможность привлечь лучших специалистов России и мира к работе над проектом. Бюро IND architects участвовало в трех конкурсах, и для работы над каждым проектом мы создавали консорциумы и приглашали региональных и международных экспертов с опытом решения градостроительных задач по всему миру. Над мастер-планами работали специалисты разных областей: архитекторы, урбанисты, специалисты по транспорту и ландшафту, экономисты, психологи, социологи, аналитики больших данных, инженеры и экологи.

Работая нал мастер-планом развития территории вокруг «Самара Арены», мы выяснили, что 96% времени в году территория не активна, 82% территории — пустошь, отсутствует транспортная доступность, нет инфраструктуры. Консорциум предложил сформировать на территории новый центр экономической активности для стабилизации ситуации в городе и регионе, что позволит вывести экономику на новый уровень. В работе над мастер-планом важно определить специализацию территорий, чтобы анализировать реализацию мастер-плана. Если основная специализация города или территории — туризм, то нужно увеличивать роль туризма, попутно решая проблемы с благоустройством туристических мест, открытием отелей и мест для досуга. В Самаре мы выбрали формат мини-города, где в пешей доступности есть любые городские сервисы и можно реализовать любую потребность — работа, дом, досуг и прочее.

Реализация

Собранные данные нужны для создания «дорожной карты» реализации мастер-плана с учетом бюджета. Мастер-план — долго реализуемый проект. Так, в Альметьевске мы выбрали финальной точкой 2030 год. Это не значит, что город остановит развитие — оно продолжится, но с учетом новых вызовов и реалий.

Альметьевск — классический моногород, появившийся вокруг предприятий нефтяной промышленности. В мастер-плане продумана биоремедиация почвы и реабилитация заброшенных территорий. Большая проблема города — отток молодого населения из-за отсутствия для них комфортной среды. Мы предложили создать пешие и вело маршруты, чтобы объединить территорию вдоль реки с городом, и новые точки притяжения — Центр здоровья, энергоэффективный отель, лагерь для молодежи PROFCamp, новый образовательный кампус, событийную площадку Альметьевск Холл, трамплинный центр, конноспортивный комплекс, городскую эко-ферму. Вкупе со строительством нового современного жилья это смотивирует молодежь жить и работать в Альметьевске.

Уже на первом этапе реализации мастер-плана нужно активизировать точки притяжения, затем приступить к модернизации объектов в точках роста, а на третьем этапе заполнять пустующие зоны и сформировать новые центры активности. В идеале, чтобы город или территория становились полицентричными. Можно работать и от обратного — начать с масштабного дорогостоящего объекта, который вытянет прилегающие территории. Так, произошло с музеем Гуггенхайма в испанском Бильбао: после открытия в депрессивном городе появились туристы, ставшие катализатором дальнейших преобразований. В Альметьевске мы предложили начать с быстрой победы: не реконструировать всю набережную сразу, а сделать дорожку, чтобы жители подходили к набережной и гуляли там. Это привлечет инвесторов, открывающих кафе и магазины, и набережная начнет приносить доход.

Города России должны переосмыслить опыт прошлого и найти новый путь развития. Исправить негативную тенденцию поможет мастер-планирование, позволяющее выработать стратегические решения по развитию территорий.

Фото: ФедералПресс / Елена Сычева

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Подписывайтесь на наш канал в Дзене, чтобы быть в курсе новостей дня.