Главы российских регионов должны к сегодняшнему дню, 16 ноября, создать резервные койки для пациентов с коронавирусной инфекцией и обеспечить лекарствами лечащихся на дому. Такие поручения были даны на прошлой неделе главой правительства Михаилом Мишустиным. Также главам регионов было поручено взять на личный контроль вопрос обеспечения медицинских организаций, оказывающих медпомощь пациентам с коронавирусом, лекарственными средствами, средствами индивидуальной защиты и средствами диагностики COVID-19. Однако львиная доля глав регионов на деле, скорее всего, провалит поручение премьер-министра. Почему вместо реальных результатов многие губернаторы с большой долей вероятности, будут представлять псевдоотчеты – в авторской колонке кандидата политических наук, политконсультанта Александра Семенова.
Первое, на что необходимо обратить внимание, – это экстренные сроки. Главы регионов должны до 16 ноября создать резервные койки для пациентов с коронавирусом и взять под свой контроль обеспечение медорганизаций препаратами, средствами индивидуальной защиты и средствами диагностики коронавирусной инфекции.
Будет ли это сделано в срок? Сильно сомневаюсь. Точнее, по отчетности, скорее всего, это будет сделано. Уверен, что все главы регионов сегодня, 16 ноября, отчитаются, что резерв создан. Но что будет по факту? По факту это окажутся «дутые цифры».
Во-первых, потому, что сроки крайне экстренные. Во-вторых, необходимо понимать, что в регионах после многих лет оптимизации системы здравоохранения, и в первую очередь коечного фонда, этот самый коечный фонд крайне ограничен. Это стало понятно еще минувшей весной, в первую волну пандемии, когда задействовали все резервы. Напомню, что в то время в решение проблемы пришлось активно включиться Минобороны, которое в экстренном порядке разворачивало свои полевые госпитали в регионах для этих целей.
Пандемия привела к существенному снижению доходов региональных бюджетов, у абсолютного большинства регионов бюджеты дефицитные. Таким образом, финансовых резервов для того, чтобы экстренно создать новые больничные койки, в регионах просто нет. А значит, данный резервный фонд будет создаваться на основе формального перевода коек, которые уже используются для пациентов с другими заболеваниями, в этот самый резервный фонд. Сделать, чтобы все было чисто и правильно на бумаге и в отчетах, региональная бюрократия у нас умеет.
То же самое касается лекарственных средств, средств индивидуальной защиты и средств диагностики COVID-19. Достаточно посмотреть популярные паблики в соцсетях в регионах. Оперативно пройти тестирование на COVID-19 возможно только платно, а если бесплатно, то результаты тестирования часто нужно ждать две и более недель, когда они фактически теряют свой смысл. Таким образом, дело даже не столько в самих средствах диагностики, сколько в лабораториях, которые не справляются с обработкой тестов. И экстренно нарастить мощности таких лабораторий также не представляется возможным.
Такое положение вещей порождает скептическое отношение к официальной статистике заболеваемости. Можно видеть многочисленные сообщения от врачей о том, что СИЗы приходится закупать за счет собственных средств, собственной зарплаты. Про лекарственные средства и говорить не приходится, все за счет самих заболевших, но при этом еще наблюдается явный дефицит лекарств в аптечной сети. Люди кинулись закупать лекарства впрок и фактически смели все в аптеках. Смогут ли в регионах столь оперативно исправить такое положение вещей? Вопрос риторический.
Так что по факту можно не сомневаться в том, что большинство регионов поручение правительства провалят. Но об исполнении, на бумаге, отчитаются все.
Фото: ФедералПресс / Андрей Гусий
Пандемия коронавируса