Президент России Владимир Путин заявил, что чиновникам необходимо пристально следить за доходами населения. При этом он потребовал отмечать случаи, требующие особенно пристального внимания. По словам Путина, вопрос доходов – многовекторный, в том числе связанный с созданием новых рабочих мест. Ранее первый зампред комитета Совета Федерации по социальной политике Валерий Рязанский объяснил, что введение в России гарантированного пенсионного плана затормозилось в связи с рядом проблем. Среди них он назвал неверие россиян в инициативы правительства и слишком низкие доходы. О том, почему резкое падение доходов россиян может стать угрозой национальной безопасности, – в авторской колонке политолога Сергея Станкевича:
«Свершилось то, о чем мечтали лидеры правившей в СССР коммунистической партии: Россия догнала и перегнала Америку. Но это, увы, антипобеда. Мы догнали и чуть обошли Северную Америку по уровню социального неравенства.
Один из показателей неравенства – в том, какая доля национального дохода достается самым богатым 10 % граждан. В России, как и в США и Канаде, 10 % богачей ныне достается 47 % национального дохода. Но разница в том, что там, за океаном, этот процент относительно стабилизировался. А мы продолжаем наращивать львиную долю наших «десятипроцентников» и скоро оставим позади кичливых янки и заносчивых канадцев. А Европу с ее показателем в 37 % мы давно обошли.
Обратная сторона этого нарастающего богатства – это массовая бедность. Доля экономически уязвимого населения в России (которое перебивается, с трудом сводя концы с концами) превышает 50 % и продолжает расти. Население России с доходом ниже 10 долларов в день выросло до 53,7 %, при этом около 14 % россиян тратят меньше 5 долларов в день. Этим последним денег с трудом хватает на скудную еду и скромную одежду.
В нынешнем пандемическом году реальные располагаемые доходы населения сократятся по году на 8 % даже по «реформированной» методике Росстата, а другие источники дают падение в размере более 10 %.
Можно утверждать, что нынешний уровень неравенства и обеднения населения в России представляет угрозу национальной безопасности. А дальнейшее увеличение этой пропасти чревато уже просто национальной катастрофой. Напомним, когда в России наблюдалось нечто подобное: в 1905 году, ознаменовавшемся началом кровавой революции.
Угроза состоит не только в вероятности социального взрыва: революционеров в России не так уж много, и бунтуют они пока что в социальных сетях. Хуже то, что мы можем снова попасть в исторический тупик развития.
Во-первых, в стране ни у кого, кроме государства, не остается капитала, пригодного к инвестированию. Экономика становится почти полностью бюджетозависимой и оттого опасно хрупкой.
Во-вторых, из-за фатального падения платежеспособного спроса теряет выручку и разоряется малое и среднее предпринимательство. Президент Владимир Путин недавно говорил, что в России жизнь около 20 % населения связана с малым и средним предпринимательством и что эту долю надо довести в ближайшие годы до 25 %. Увы, при сохранении нынешнего неравенства этот потенциальный средний класс за несколько лет растает до малого сугроба.
Наконец, в-третьих, у самого населения, придавленного беспросветным существованием между благородной бедностью и нищетой, не будет никакого стимула штурмовать технологические высоты и напрягаться в прорывных национальных проектах. Неравенство, ощущаемое как растущая несправедливость, демотивирует.
Президент требует от глав регионов обратить внимание на ситуацию с доходами населения. Вряд ли это губернаторам по силам: доходы регионов, зависящие от налогов на работающую экономику, падают при стагнирующей экономике.
В России назрел кардинальный поворот в государственной экономической политике. И в первую очередь необходимо стимулирование устойчивого роста в отраслях, не связанных с экспортом энергоносителей и прочего сырья. Недавние меры – запрет на экспорт леса-кругляка, реформа малоэффективных институтов развития; это воспринимается как подготовительные шаги к чему-то принципиальному.
В январе 2021 года премьерству Михаила Мишустина исполнится год. Наступает время делать главное».
Фото: ФедералПресс / Полина Зиновьева
Прогнозы-2021