Креативность – природный дар или навык, который можно изучить и развивать? Можно ли обучить студентов креативить и повлиять на рынок труда? Личным мнением на этот счет поделился во время круглого стола «ФедералПресс» и ТАРКИ кандидат исторических наук, директор Института социально-гуманитарных наук Тюменского государственного университета Владимир Костомаров:
«Современная молодежь видит университет только как место, где они получат диплом. Мы стараемся работать с этим стереотипом и показываем – здесь вы можете получить большое количество компетенций.
«Вышка» предлагает нам посмотреть на список креативных профессий. Теперь только они – представители креативных индустрий. Но я так не считаю. Поэтому возникает вопрос, что есть креативные навыки? Если креативность – это дар, тогда слово «экономика» мы должны забыть, потому что одаренные – это один на миллиард.
Я не считаю креативность даром – это компетенция. На музыкальных инструментах многие не умеют играть, но учатся. Креативность должна пронизывать образовательные процессы, начиная от формирования программ, заканчивая формой подачи.
В среднем образовательные учреждения в этом плане отстают, даже мировые. Они всегда будут отставать от креативных индустрий. Как только человек, в том числе преподаватель, чему-то научится в университете, он уходит в индустрию. Зарплата больше – проблем меньше, теперь это основная проблема университетского сообщества.
Чтобы бороться с дефицитом кадров предлагаю изменить структуры образовательных программ, проводить практикориентированное обучение с лидерами креативных индустрий, формировать креативную среду внутри вуза, и признать, что мы не можем выпускать всех звездами, но мы можем искать и поддерживать звездочки.
Нам бы хотелось влиять на рынок труда, но мы этого делать не можем. Однако мы делаем это через поколения: те выпускники, которые сейчас выходят, сделают что-то клевое через 50 лет».
Фото: ФедералПресс / Карина Майлибаева

Круглые столы «ФедералПресс»