В России высшие учебные заведения могут уже в ближайшее время вернуться к очному формату обучения. Как заявил глава Минобрнауки Валерий Фальков, эпидситуация во многих российских городах позволяет это сделать. Пока точная дата возобновления очного обучения неизвестна. Между тем доцент кафедры экономики региона, отраслей и предприятий Ростовского государственного экономического университета (РИНХ), кандидат экономических наук Ольга Миронова полагает, что массовое возвращение вузов к традиционной форме обучения рискует стать большой ошибкой. О возможных побочных последствиях отказа от дистанта она рассказала «ФедералПресс»:
«К возвращению вузов с дистанционного и смешанного формата в традиционный режим работы в офлайне следует подходить очень осторожно и постепенно, не форсируя события, причем дифференцированно по регионам, опираясь на конкретную эпидемиологическую ситуацию в каждом из них.
В отличие от Москвы и Санкт-Петербурга, где массовая вакцинация началась еще в конце 2020 года и посему уже заметны ощутимые результаты, регионы в большинстве своем начали ее 18 января. Именно поэтому эффект от нее во многих субъектах Федерации пока практически не заметен.
Я могу с большей степенью объективности судить в первую очередь по ситуации в моем регионе – Ростовской области, где ежедневно, по официальным данным, заболевает 388–399 человек (подчеркну, это данные официальной статистики, не учитывающие бессимптомных носителей, ложноотрицательные тесты и людей с симптомами СOVID-19, не обращающихся по различным причинам за медицинской помощью в лечебные учреждения), умирает 25–29 человек, коэффициент распространения инфекции устойчиво превышает единицу.
В данный момент очень трудно абстрагироваться от эмоций: только за последнюю неделю мы простились с двумя умершими в ковидных госпиталях донскими профессорами, выдающимися учеными, основателями научных школ, на счету которых сотни публикаций и множество успешно защитившихся аспирантов. К сожалению, эти преподаватели, как и многие другие, продолжающие работать даже в смешанном формате, когда очные занятия чередуются с дистанционной формой, заразились в учебных аудиториях. Студенты относятся к СOVID-19 достаточно беспечно, и, вопреки проводимой в вузах разъяснительной работе, среди молодежи распространено мнение, что люди до 30 лет переболеют легко. В большинстве своем это так и происходит.
Вся тяжесть болезни ложится на наиболее активную часть профессорско-преподавательского состава в возрасте 45–64 лет (преподаватели старше 65 лет переведены на удаленный режим работы) и их пожилых и уже старых родителей, которые в данной ситуации абсолютно не защищены. Результатом становятся длительные больничные, инвалидность и, увы, смерть преподавателей. Переход к очному формату обучения ударит как по данной возрастной категории профессорско-преподавательского состава, обеспечивающей научную и учебно-методическую работу вуза, так и по ученым более старшего возраста, создающим научный имидж университетов.
На мой взгляд, прежде, чем говорить о возврате вузов в регионах в доковидный формат работы, необходимо обеспечить создание в каждом вузе пунктов вакцинации от новой коронавирусной инфекции – по аналогии с тем, как это делается во время вакцинации от гриппа. Если с вакциной «ГамКовидВак» это технически сложно в силу того, что условием ее хранения является строгий температурный режим, речь может идти о новосибирской вакцине «ЭпиВакКорона». Важно провести вакцинацию в каждом вузе не только преподавателей, но и студентов, соблюдая при этом принцип добровольности. Необходимо предоставить прошедшим вакцинацию преподавателям возможность работать в дистанционном формате до момента выработки антител. Также следует сохранять смешанный режим обучения в вузах до тех пор, пока коэффициент распространения инфекции в городе/регионе не составит 0,5 и ниже. И, конечно, сохранять и контролировать противоэпидемиологические меры во время очных занятий в вузе до момента полной отмены ограничений по региону».
Фото: ФедералПресс / Евгений Поторочин
Пандемия коронавируса