Пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков рассказал, что о цифровой грамотности глав регионов будут судить по соцсетям «Одноклассники», «ВКонтакте» и, возможно, Telegram. Таким образом сделан акцент в одном из пунктов критериев эффективности губернаторов. Редактор «ФедералПресс» по регионам Южного и Северо-Кавказского федеральных округов Андрей Гусий объяснил, почему придется менять систему подхода работы с населением:
«Заявление Кремля сложно назвать неожиданным. Дмитрий Песков сделал акцент на российские соцсети, что вполне логично на фоне происходивших политических процессов, в том числе и в России. Итак, оценивать цифровую зрелость будут на следующих площадках.
«У нас есть ВКонтакте, Одноклассники. По Telegram мне надо уточнить», – заявил Песков.
Но я не согласен с пресс-секретарем президента России. Зачем ограничиваться частью площадок, если есть более широкая палитра бесплатных соцсетей и мессенджеров? Суть в том, что разные сети собирают разную целевую аудиторию. И я здесь говорю не о финансовом положении, но и о возрасте, интересах и других критериях.
Изначальный отказ от какой-либо публичной площадки подразумевает фактический отказ от определенной части жителей. Может быть это звучит грубо, но Россия не ограничивается «Одноклассниками» и «ВКонтакте».
И тому яркий пример – «ТикТок», на просторах которого проводилась активная агитация перед митингами протеста, в том числе и среди несовершеннолетних. При этом запрет определенной пропаганды на этой площадке логичен, но не доработан, так как путных разъяснений, например, о незаконности определенных действий, не проводится.
Впрочем, заявление Дмитрия Пескова должно было иметь и продолжение. Суть не только в определении соцсетей, но и работы в них. Мы часто видим, что традиционные релизы с сайтов правительств и ведомств просто копируются и разбрасываются по разным социальным сетям, не меняясь под аудиторию. Это весьма серьезное упущение, показывающее и формализм подхода, и отсутствие понимания, на кого рассчитана информация. Про реакцию на комментарии и говорить не хочется. К чему все это привело? Информация от таких ведомств и глав просто не воспринимается жителями, а активность в соцсетях нулевая, если говорить о вовлеченности.
Возвращаясь к «Одноклассникам» и «ВКонтакте», можно вспомнить аудит, который проводил «ФедералПресс» по регионам ЮФО и СКФО. Я обратил внимание на то, что в каждой соцсети у губернаторов есть несколько страниц, в том числе и фейковых. А вот подтвержденных довольно мало.
Например, на Юге и Кавказе в «Одноклассниках» свои страницы (подтвержденные и активные) есть только у четырех из 15 губернаторов: Бату Хасикова, Игоря Бабушкина, Вениамина Кондратьева и Сергея Аксенова. А сетью «ВКонтакте» пользуются лишь шестеро: Рамзан Кадыров, Михаил Развожаев, Бату Хасиков, Сергей Аксенов, Игорь Бабушкин и Вениамин Кондратьев.
Как видно, даже эти площадки дались не всем губернаторам и их аппаратам, аналогичная ситуация сложилась и в других. Можно долго говорить о патриотизме, санкциях и блокировках, но нужно быть объективным – загнав губернатора на «Одноклассники», вы никогда не сможете загнать туда всю Россию.
Именно поэтому я не согласен с Дмитрием Песковым. Любой технолог скажет – использовать надо все доступные площадки, максимум инструментов, подстраиваясь под людей, большинству из которых все равно, где кого заблокировали в США или призывали выйти на митинги в России. Для граждан важно удобство общения, поэтому ограничивая губернаторов и ведомства, Москва сама дает возможность для повторения ситуаций перед 23 января и митингами Навального. Кто знает, какая площадка будет выбрана следующей».
Фото: ФедералПресс / Екатерина Лазарева