Министерство транспорта России предложило внедрять биометрию для идентификации пассажиров в российских аэропортах. Сначала цифровую систему намерены ввести в 6 % аэропортов, но затем программу могут расширить. Какой реакции ждать от обычных пассажиров, которым для попадания на рейс достаточно будет просто «предъявить себя», «ФедералПресс» рассказал старший научный сотрудник психоневрологической клиники Москвы Вадим Хайкин:
Этическая сторона вопроса здесь уходит на задний план. При внедрении этой технологии в какие-либо базовые формы взаимодействия общества, мы должны в первую очередь говорить о защите персональных данных. И то, что сейчас готовится, – не самая приятная новость. Да, некоторые банки начинают использовать биометрию для идентификации клиентов и проведения работы с их счетами, но массовым явлением это на данный момент не стало. Сомнительно, что большинство людей дадут согласие на то, чтобы какие-то частные компании имели доступ к их биометрическим данным. Более того, такую ситуацию я не могу представить ни в одной стране.
Мы уже давно предоставляем часть этих данных государственным структурам. Они обязуются хранить их. Другое дело, когда эти сведения проходят через структуры аэропорта. Там крайне сложно узнать, куда конкретно пойдут такие данные. Поэтому в первую очередь нужно думать о законодательной стороне вопроса, а потом уже об этических сторонах. Тем более, при желании, стать частично «невидимым» для таких систем вполне реально. Предположим, вы идете по метро. Если вы не хотите, чтобы о вашем присутствии знали, то можете использовать очки или же контактные линзы, которые способны визуально менять рисунок сетчатки.
В любом случае, внедрение данной технологии вызовет определенное недовольство в обществе. Представьте, что вы вынуждены каждый раз делать скан своего паспорта при походах в магазин, библиотеку. Да куда угодно. В этом нет реального смысла. Одно дело единожды предоставить данные для получения визы, другое – делиться ими со всеми встречными.
Постоянный присмотр – вопрос разумности государства. Понятно, что мы живем в «стеклянном мире», нас окружают камеры. Но здесь есть баланс, который был определен обществом и государством. Государство смогло объяснить, почему такие меры необходимы, а общество смогло принять аргументацию. Поэтому, когда случаются перегибы, государство стремится их исправить. Вспомните, сколько треног было у частников и сколько с ними было проблем. Их ставили куда попало, но сейчас их работу скорректировали. Нужно понимать, что в современном мире тотального контроля не избежать, вопрос в его разумности. Он должен соответствовать целям, которые согласованы обеими сторонами, и обе стороны должны принимать их.
Фото: ФедералПресс / Евгений Поторочин