Нынешний принцип административно-территориального деления России «неправильный», столько регионов стране не нужно. С таким заявлением выступил вице-премьер Марат Хуснуллин. Он, правда, оговорился, что высказывает свое личное мнение, но оно уже вызвало бурное обсуждение в регионах. О том, какие субъекты могут сократить, кто будет этому противостоять и почему – «ФедералПресс» рассказал политический консультант Игорь Астранин:
«Экономические обоснования у объединения регионов – это и распределение доходов от нефти, ликвидация издержек на крупных экономических проектах, оптимизация государственных управленческих аппаратов, усиление контроля за расходованием средств. Вопрос в реализуемости этих объединений демократическим выборным путем.
Проводить изменения такого масштаба «насильно», не спрашивая мнения граждан, значит умышленно создавать социальную напряженность, которая может в итоге выплеснуться на улицы и превратиться в массовые протесты. А при проведении референдума по этим вопросам власть обязательно столкнется с трудностями.
Кто же будет против? Разумеется, «богатая» провинция при объединении с «бедной». И именно элиты этих «богатых» регионов будут охотно содействовать распространению идей неприятия объединения, поскольку они от него потеряют больше всех.
Кроме того, непонятно, как будут устроены органы власти новой агломерации, войдут ли старые чиновники в новый состав управленцев, как перераспределятся денежные потоки. Сменятся начальники и надзорные органы. Мир чиновника из «богатого» региона рухнет навсегда. Именно эти элиты и становятся катализаторами неприятия перемен. Они рассказывают жителям, что «бедные» у них все отберут, никакой инфраструктуры больше не будет, высокие зарплаты канут в Лету, социальные гарантии перестанут быть «гарантиями». Так было в случае с объединением Архангельской области с НАО.
В условиях подобной пропаганды внутри регионов, какими бы благими намерениями ни руководствовалось правительство, ему будет очень тяжело безболезненно провести объединения. Трудно представить Татарстан, радостно соглашающийся принять Марий Эл, и дело вовсе не в национальной гордости, а в неопределенности, которую предлагает элитам федеральный центр.
Или другой вариант – давно обсуждаемое объединение Ульяновской области с соседней Самарой или тем же Татарстаном. Вопрос – кто выиграет от такого слияния? Есть ощущение, что никому из сторон такое укрупнение не на руку. Донор станет беднее, реципиент обречен на куда большее прозябание.
Есть и другие схемы возможного объединения: например, Мордовию могут «слить» с Чувашией и Марий Эл. Этот вариант обсуждается в экспертном сообществе довольно давно.
Кроме того, объединением с Саратовом не первый год пугают Пензу. Можно вспомнить, что еще на губернаторских выборах 2002 года политтехнологи Василия Бочкарева продвигали тезис, что он этого сделать не позволил. Причем все тогда понимали – в новой «семье» главной окажется точно не Пенза».
Фото: ФедералПресс / Елена Сычева