Top.Mail.Ru
Общество
Свердловская область
0

Аналитик о передаче городского транспорта бизнесу: люди думают, что их продали

Эксперт убежден, что помощь бизнеса может восстановить городской транспорт после COVID
Эксперт убежден, что помощь бизнеса может восстановить городской транспорт после COVID

Из-за пандемии COVID-19 пассажиропоток в общественном транспорте по всей России рухнул и до сих пор не восстановился до прежних показателей. Муниципальные перевозчики, которые и так работали в убыток, столкнулись с серьезными финансовыми проблемами. Местами доходит до того, что энергетики обесточивают трамваи и троллейбусы из-за долгов компаний. Как частный бизнес может спасти городской транспорт и почему недоверие граждан этому мешает, «ФедералПресс» рассказал транспортный аналитик компании «Бюро ИКС» Роберт Ян:

«Для многих коронавирусный кризис и возникшее падение числа пассажиров стали очень серьезной проблемой. Может быть, какие-то МУПы и ГУПы даже обанкротятся и не смогут выполнять свои обязательства. Для кого-то из регионов это будет реальная серьезная проблема, потому что не все понимают, что такое «коммерческий перевозчик».

Почему вместо какого-нибудь МУПа на маршрут вдруг выезжает некое ООО «Ромашка»? У людей появляется ощущение, что власти их продали, потому что к ним приедет частный автобус. И здесь важно сохранить доверие. Нужно разъяснять, что подрядчик оказывает услуги по тарифу, утвержденному властями, и это такой же перевозчик, как МУП.

Эта работа у нас не везде ведется хорошо. Далеко не всегда человек знает, что автобус без символики муниципального транспорта везет его на тех же условиях. Из-за этого не все регионы могут перейти на транспортное государственно-частное партнерство, хотя оно могло бы помочь отрасли и оздоровить ее.

Чем больше оттягивается вопрос перехода на пратенствро бизнеса с государством, тем сложнее потом восстанавливать транспортную инфраструктуру. Вот в Таганроге этот вопрос запустили еще даже до пандемии, и в итоге власти оказались в ситуации, когда на обновление троллейбусов, на поддержание их работы нужны инвестиции, а этих денег нет. И пришлось троллейбусную сеть закрыть.

Там, где смогли перейти на государственно-частное партнерство в транспорте, есть баланс между обязательствами муниципалитета, выгодой коммерсанта и его обязательствами по поддержанию инфраструктуры. Но таких регионов не так много. И, по моему мнению, это связано не с отсутствием частных перевозчиков, а с недоверием населения ко всему коммерческому. Поэтому муниципалитеты не могут идти на противопоставление себя горожанам и вынуждены поддерживать убыточные МУПы.

В Москве работа по внедрению частных перевозчиков проводилась годами. Была агитация, социальная реклама. Раньше там частные и городские маршруты отличались по цвету – были синие частые автобусы и зеленые городские. Сейчас они все синие и никто не знает, какой где транспорт. Доходило до того, что коммерсантов заставляли закупать те же машины, которые использует ГУП, чтобы люди отличали их только по цвету и видели, что внутри все то же самое. Это была большая программа приучения людей к частным извозчикам, по щелчку она не работает».

Фото: ФедералПресс / Полина Зиновьева

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями УрФО в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Подписывайтесь на наш канал в Дзене, чтобы быть в курсе новостей дня.