В прямом эфире Российского общества «Знание» состоялось интервью с заместителем директора ЦНИИ Эпидемиологии Роспотребнадзора Натальей Пшеничной. Беседа прошла в рамках просветительской кампании «Разберемся в вакцинах вместе», организованной Российским обществом «Знание» совместно с общероссийской акцией #МЫВМЕСТЕ. Пшеничная рассказала о том, как разрабатывались рекомендации: по профилактике, диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции COVID-19 с начала ее распространения в мире.
«Мы поняли, насколько эта инфекция опасна и насколько мы к ней близки. Опыт, вынесенный из Китая, помог в подготовке профилактических мероприятий и послужил разработке рекомендаций ВОЗ по противодействию инфекции, которые легли в основу национальных рекомендаций во многих странах мира. При этом рекомендации обновлялись каждые две недели или каждый месяц, так как появлялась новая информация о подходах к лечению и профилактике, появлялись новые препараты, тест-системы, вакцины, и это находило отражение во временных рекомендациях ВОЗ.
Самым сложным периодом было начало распространения инфекции, когда мир впервые столкнулся с заболеванием, шел поиск патогенеза, лекарств, подходов к терапии.
Жесткие ограничения, которые были введены на начальном этапе, помогли подготовить систему здравоохранения к борьбе с пандемией: развернуть коечный фонд, нарастить кадровый потенциал, вести работу по разработке вакцин, исследования и регистрацию лекарственных препаратов, разработать диагностические тесты и нарастить их объемы производства. Мы смогли создать резерв по времени, чтобы отразить атаку вируса, и когда жесткие ограничения были сняты, то многое было готово, удалось обойтись без новых локдаунов и избежать чрезвычайной ситуации.
Ограничения, связанные с коронавирусом, также вызвали снижение респираторных и кишечных инфекций – соблюдение социальной дистанции, гигиена рук и ношение масок являются достаточными мерами профилактики этих заболеваний.
Пока рано говорить о победе над коронавирусом. Заболеваемость стабилизировалась на определенном уровне, но дальше ситуация может пойти по разным сценариям. Новые мутации могут закрепляться в популяции, возможна также генетическая рекомбинация вирусов и появление новых штаммов с новыми свойствами – большей заразностью или более тяжелым течением заболевания. И чем дольше период до достижения коллективного иммунитета, тем больше вероятность появления новых вариантов вируса. Поэтому наша общая задача – не допустить дальнейших мутаций. Чем больше вирус встретит невосприимчивых людей, тем вероятность мутаций ниже.
Есть критерии, в соответствии с которыми нужно вакцинироваться – через полгода после перенесенного заболевания или первичной вакцинации. Это требование обусловлено тем, что в популяции распространяются разные штаммы, и количества имеющихся антител может быть достаточно для одного штамма и недостаточно для другого. Поэтому установлены сроки – титр антител достаточен для защиты от заболевания или, как минимум, от тяжелого течения инфекции в течение полугода, затем необходима повторная вакцинация.
У медиков накопилась колоссальная усталость – не только у врачей, но и во всех звеньях медицинской системы: у фельдшеров, медсестер, санитарок, специалистов по лабораторной диагностике, а также специалистов системы здравоохранения, не связанных напрямую с лечением больных или проведением диагностических процедур. Поэтому лучшей помощью медикам будет – не болеть».
Фото: Полина Зиновьева / ФедералПресс