Top.Mail.Ru
Общество
Санкт-Петербург
0

Эксперт о том, как распознать банковских мошенников: «Не вам должны звонить»

Мошенники
Толчком к развитию мошеннических схем послужила возможность подмены исходящего номера

В результате опроса ИА «Промрейтинг» выяснилось, что 79,6 % населения, проживающего на территории Северо-Западного федерального округа, способны вычислить звонящего им банковского мошенника. Эта «суперспособность» есть и у жителей Центрального федерального округа – они на втором месте в рейтинге. Однако эксперты сомневаются в результатах опроса. Доцент Института кибербезопасности и защиты информации Петербургского политехнического университета Петра Великого (СПбПУ) Артем Коноплев рассказал «ФедералПресс», как не попасться на удочку мошенникам:

«На мой взгляд, результаты исследования несколько завышены. Скорее всего, в выборку не включали пожилых людей, пенсионеров, которые в большей степени подвержены риску быть обманутыми при помощи методов социальной инженерии. Например, когда звонят якобы сотрудники банков или правоохранительных органов, то у пожилых людей повышается вероятность спонтанных действий. На мой взгляд, ситуация ухудшается.

Толчком к развитию мошеннических схем послужила возможность подмены исходящего номера. Сейчас злоумышленник имеет возможность ставить городской или мобильный номер, который будет высвечиваться на телефоне у жертвы. Злоумышленники могут представиться сотрудниками банка, говорить про подозрительные транзакции, и жертва может видеть, что высвечивается городской номер, который закреплен за каким-то банком. Сейчас методики становятся более изощренными. Появляются схемы с якобы привлечением сотрудников правоохранительных органов, Центробанка, сотрудников служб безопасности банков и др. И злоумышленник может даже предложить жертве проверить данный номер и убедиться, что звонят именно из указанного ведомства. Так злоумышленники втираются в доверие.

На самом деле есть несколько маркеров, которые помогают понять, что вас обманывают. Ключевой – что в конце любой схемы мошенничества лежит ситуация, когда жертва должна совершить какую-то финансовую операцию со своими средствами. Это также может быть манипуляция с данными – просят сообщить данные банковской карты, пин-код и тд. Также ситуация мошенничества происходит в ситуации спешки. Жертву просят быстро что-то сделать.

Нужно понимать, если банк считает транзакцию подозрительной, он ее блокирует, а не звонит клиенту. Все как раз наоборот, человек должен доказать банку, что это была правильная транзакция.

Кроме того, когда злоумышленник сообщает жертве, что в данный момент происходят мошеннические действия и необходимо перевести деньги на безопасный счет, в это нельзя верить. Не существует никаких безопасных счетов.

Нужно держать в голове, что нет никаких гарантий, что вам звонит именно человек, который является сотрудником той или иной организации. Не нужно торопиться, сбросьте звонок, найдите телефон банка и уточните, действительно ли в данный момент происходят мошеннические действия. Инициатива должна исходить от вас, а не вам должны звонить».

Фото: Stanislav Kogiku / Global Look Press / globallookpress.com

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями СЗФО в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Добавьте ФедералПресс в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.