Использование инфраструктурных облигаций в регионах воспринимается как благо, поскольку этот займ под низкий процент, заведомо льготный и на долгий срок, позволяет субъектам взяться за крупные инфраструктурные проекты, такие как мосты через Обь вблизи Салехарда или Сургута. Но в январе Ямалу одобрили федеральный кредит на строительство школы и детсада, что априори должен финансировать регион, отметил «ФедералПресс» аналитик-экономист, руководитель Уральской школы переговоров Константин Селянин:
«Инфраструктурный кредит для региона воспринимается как благо, поскольку решает большие инфраструктурные задачи. К явным инфраструктурным проектам, на который должен пойти федеральный кредит, относится, пожалуй, только мост через Обь. Но есть два момента.
Школы, больницы и так далее – это не то, на что задумывалось федеральными властями [использовать инфраструктурный займ]. Потому что это все-таки обязанности региональных бюджетов – строить школы, больницы. Это не настолько великие деньги, не миллиарды, а миллионы, то, что бюджет региона может и должен обеспечивать без всякой помощи федерального центра.
Второе – принцип распределения. Заложен, на мой взгляд, спорный элемент, что поощряются те регионы, которые имеют относительно высокий долг. Получается такое кредитование богатых, а бедным вроде как не нужно? Есть примеры регионов, особенно среди кавказских, где региональный долг сопоставим с бюджетом и даже превышает его.
Получается, что федеральные деньги получат те, кто и так неплохо живет. Это приведет к еще большему неравенству регионов. Поэтому идея весьма спорная, как раз стоит делать акцент – не выдавать инфраструктурные кредиты тем регионам, которым это больше всего нужно».
Фото: ФедералПресс / Полина Зиновьева