Во Всемирной паутине сегодня складываются особые правила поведения и этические принципы взаимодействия людей, которые отличны от тех, что наполняют нашу реальную жизнь. Человек в цифровой среде ведет себя иначе – в ряде случаев самым неожиданным и даже загадочным образом проявляются темные стороны его человеческой натуры. Чем отличается коммуникация в интернете от общения офлайн – в личном взгляде Геннадия Уваркина, генерального директора юридической компании «Правовое бюро «Омега», преподавателя Moscow Digital School.
Онлайн-взаимодействие имеет много общих черт с поведением человека в толпе. В психологии есть ряд теорий, объясняющих подобное поведение: в толпе исчезает отдельная сознательная личность; чувства и идеи отдельных индивидов принимают одно направление; человек может потерять самоконтроль; может вести себя не так, как обычно, например, позволять себе высказывания и поступки, от которых в других условиях он, скорее всего, сумел бы воздержаться.
Особенности человеческой психики провоцируют рост незаконного, аморального и/или неэтичного поведения в онлайн-мире, ведь многие воспринимают интернет как сферу полной свободы, подсознательно приравнивая ее к безнаказанности. Однако любая свобода одного человека заканчивается там, где начинается свобода другого.
В то же время законодательство не предусматривает каких-либо исключений или послаблений для девиантного поведения в Сети. Напротив, Верховный суд РФ подчеркнул, что размещение оскорблений на страницах в социальных сетях подлежит квалификации в качестве оскорбления по ч. 2 ст. 5.61 КоАП РФ. Такая квалификация исключает возможность признания подобных деяний малозначительными (что возможно при индивидуальных коммуникациях посредством СМС и мессенджеров) и, соответственно, исключает возможность освобождения от ответственности.
Однако когда дело доходит до решения конкретных ситуаций, возникают нюансы. По закону оскорбление – это унижение чести и достоинства другого лица, выраженное в неприличной или иной противоречащей общепринятым нормам морали и нравственности форме. Как видно из определения, данное понятие является оценочным, а его восприятие во многом зависит от субъективных особенностей участников коммуникации.
Оскорбительное для одних является нормой для представителей других социальных групп, что, в свою очередь, приводит к вопросу о том, что именно и в каком случае может признаваться нормой. Так, публикация в ряде западных СМИ карикатур на пророка Мухаммеда спровоцировала межкультурный скандал между мусульманами и последователями современной западной культурной традиции, базирующейся на широком толковании принципа свободы слова. С другой стороны, шутка Джоан Роулинг по поводу необычного «альтернативного» наименования женщин привела к обвинениям писательницы в трансфобии.
Важно отметить еще один аспект. Изначально оскорбление – это унижение чести и достоинства конкретного лица. Но сейчас в законодательстве получил развитие тренд, согласно которому оскорблением признаются унижение чести и достоинства потенциально неограниченной группы лиц (общества, государства). В результате в законодательстве возникают квалифицированные составы (разновидности) оскорбления, рассматриваемые в качестве преступлений. Среди таких составов – публичное оскорбление чувств верующих (ст. 148 УК РФ), неуважение к суду, выразившееся в оскорблении участников судебного разбирательства, в оскорблении судьи, присяжного заседателя или иного лица, участвующего в отправлении правосудия, публичное оскорбление представителя власти (ст. 319 УК РФ) и другие.
Попытки объяснить бум оскорблений в интернете приводят к вопросу о том, как соотносятся свобода и безнаказанность в Сети в принципе. Продвинутые пользователи в полной мере используют возможности анонимизации, оставляют меньше цифровых следов, получают доступ к различным информационным ресурсам, в том числе содержащим информацию, распространение которой в некоторых государствах запрещено. Такие пользователи обладают поистине неограниченной «свободой слова», однако такая «свобода избранных» имеет прежде всего негативный характер. Это приводит к необходимости совершенствования правовых механизмов защиты от оскорблений в цифровой среде, поскольку личная сфера людей должна быть одинаково защищена как в цифровом, так и в аналоговом мире.
Со стремлением повысить защиту от оскорблений связан еще один тренд законодательства – расширение круга лиц, которых можно привлечь к ответственности. С начала 2021 года административным правонарушением считается не только оскорбление, но и непринятие мер к недопущению оскорбления в СМИ или в интернете.
Эта норма актуальна для социальных сетей, для которых установлено требование осуществлять мониторинг в целях выявления выраженной в неприличной форме информации, которая оскорбляет человеческое достоинство и общественную нравственность, выражает явное неуважение к обществу, государству, официальным государственным символам. Очевидно, что государственные регуляторы не могут самостоятельно выявлять и пресекать все возможные случаи нарушений. Поэтому, на мой взгляд, очень важно содействие в защите от многочисленных оскорблений со стороны цифровых платформ, обладающих необходимыми возможностями и ресурсами для противодействия оскорблениям и защиты чести и достоинства оскорбляемых лиц.
Такое содействие должно, прежде всего, заключаться в создании четких и прозрачных механизмов подачи жалоб на контент, унижающий честь и достоинство конкретных граждан. Эти механизмы должны быть легко доступны. При существующем уровне технологического развития цифровых платформ решение вопроса об оскорбительном характере публикации в 99% случае может осуществляться в автоматизированном порядке, для оставшегося 1% случаев целесообразно создание системы, имеющей элементы онлайн-урегулирования споров, главным назначением которой может быть содействие заинтересованным сторонам в предоставлении собственных аргументированных позиций по сути публикаций.
Фото:Andrey Arkusha/Russian Look / globallokpress.com