Распространение в сети пиратских копий фильмов, сериалов, а также музыкальных произведений и книг наносит огромный ущерб компаниям, инвестирующим в производство контента. Эта проблема сегодня максимально актуальна, так как одним из основных способов получения прибыли для правообладателей стала цифровая дистрибуция. Из-за ковидных мер отменяются концерты, а в кинотеатрах вводятся ограничения на количество зрителей. Никита Данилов, генеральный директор Национальной федерации музыкальной индустрии, преподаватель Moscow Digital School, поделился мнением, как бороться с «пиратами»:
«Поисковые ресурсы уже давно стали нашими главными «проводниками» к той или иной информации, поэтому пиратские сайты отражаются в результатах поисковой выдачи. Так, по данным Роскомнадзора, объем нелегального контента в Рунете за 2021 год вырос вдвое по сравнению с 2020 годом. В прошлом году ведомство заблокировало 59 тысяч пиратских ресурсов, а годом ранее – 30 тысяч.
Сегодня «пираты» во многом адаптировались к российскому законодательству, что проявляется, например, в быстром перемещении пиратского контента на новые домены. Поэтому правообладатели вынуждены искать новые способы противодействия. Один из эффективных механизмов предусмотрен в «Антипиратском меморандуме», который был подписан правообладателями, российскими интернет-сервисами и вещателями в ноябре 2018 года. Этот документ предусматривает необходимость удаления поисковыми сервисами ссылок на пиратские копии фильмов и сериалов из результатов поисковой выдачи по просьбе правообладателей. Поисковые системы и правообладатели при этом взаимодействуют через специально созданную информационную систему, в которую правообладателями вносятся пиратские ссылки.
На мой взгляд, за время действия меморандума такой механизм показал свою эффективность – российскими поисковыми системами, по данным РКН, было удалено порядка 25 млн ссылок на ресурсы с пиратским контентом, что, в свою очередь, повлияло на взрывной рост российского рынка легальных сервисов за последние четыре года.
Однако меморандум – это акт саморегулирования, который носит временный характер. Его должен заменить закон, который будет распространяться на все виды объектов интеллектуальной собственности, помимо кино и сериалов. Такой законопроект был внесен в Госдуму летом прошлого года. Правообладатели и интернет-компании надеются, что он будет принят в ближайшее время.
Как меморандум, так и законопроект содержат эффективные меры по противодействию злоупотреблениям со стороны недобросовестных лиц, которые могут стремиться исключить из результатов поисковой выдачи легальные ресурсы. Так, например, владелец попавшего в «черный список» сайта может возразить против удаления из поиска и требовать у поисковой системы возвращения в результаты выдачи.
Меморандум показал свою эффективность, однако требуются дополнительные меры борьбы с «пиратами». На мой взгляд, такими мерами может стать содействие государства в удалении пиратского контента из программных приложений, в том числе Telegram. А также более активное использование возможностей оборудования Deep Packet Inspection, позволяющего эффективно блокировать запрещенный контент в рамках закона о суверенном интернете, для блокировки пиратских ресурсов. Такое оборудование позволяет осуществлять глубокий анализ интернет-трафика, в том числе оперативно находить контент, нарушающий авторские и смежные права.
В конечном счете, должен выиграть потребитель, поскольку легальные онлайн-кинотеатры и другие правообладатели получают возможность инвестировать больше средств в производство и закупку качественного контента. Библиотека контента ведущих российских сервисов насчитывает уже десятки тысяч «тайтлов», при этом рынок динамично развивается – люди готовы платить за удобный доступ к востребованному контенту».
Фото:Nikolay Gyngazov / Global Look Press / globallookpress.com