Госдума приняла во втором и третьем чтении закон о наказании за распространение фейков о действиях Вооруженных сил РФ. По закону предполагается лишение свободы на срок до 3 лет или штраф. В случае причинения тяжкого вреда преступнику грозит 15 лет лишения свободы. Политолог, член научного совета при Совете безопасности РФ Андрей Манойло оценил перспективы применения нового закона.
«Фейки – это действительно очень серьезная угроза безопасности. Фейки сами по себе как инструмент, если их использовать для политической дестабилизации или проведения информационных диверсий, насаждения паники и прочих вещей. Опасны они прежде всего тем, что на сегодняшний день никто не знает, как с ними бороться. Вирусные фейки в сочетании с вирусными же технологиями распространения очень сложно перехватывать. Этим и объясняются и соответствующие санкции.
Закон предусматривает очень широкую, подробную градацию санкций за производство, использование, распространение и применение фейков. Нижняя планка – это либо штраф, либо лишение свободы до 3 лет. А верхняя, если действия повлекли особо тяжкие последствия – до 15 лет.
Важно, что 15 лет будут давать не за фейки, а за совершенные физическими лицами деяния, для которых те использовали фейки в целях организации и проведения диверсий. Это касается экстремистской деятельности, совершенных с использованием данного специфического инструмента. За лайки или просто репосты такого не грозит.
Поскольку фейки стали инструментами диверсионной деятельности, в том числе иностранных спецслужб, террористических организаций – назрела необходимость в ужесточении наказания. Однако, еще раз подчеркну, градация закона широкая и не позволит грести всех под одну гребенку и давать 15 лет тем, кто просто поставил лайк. Хотя поставил лайк – знал, что делает.
Но, думаю, это проблему не решает. Ужесточение наказаний, даже по тяжким и особо тяжким преступлениям, никогда проблему не решало и никогда никого не останавливало.
Яркий пример – в советские времена наказание за изнасилование подняли до высшей меры. Так мало того, что акты насилия продолжались, после этого жертв насилия убивали. Ведь если все равно планка – высшая мера, убийство не отягчит участи.
Помимо законотворческой деятельности необходимо создавать государственную систему органов и подразделений по противодействию фейкам, по перехвату у фейков оперативной повестки, инициативы. Здесь должны работать подразделения, органы, а возможно и ведомства, которые будут сбивать эти фейки на лету, на стадии взлета. Тогда эта проблема будет решена».
Фото: ФедералПресс / Дмитрий Шевалдин
Спецоперация