Информационное поле вокруг спецоперации вынудило запретить в России социальные сети, которые традиционно пользовались вниманием со стороны чиновников и депутатов. Однако буквально первая неделя показала – регионы не были готовы к такому повороту ситуации и не скоро еще перестроятся под новую реальность. Обозреватель «ФедералПресс» Андрей Гусий о том, что произошло и причем тут глава Чечни Рамзан Кадыров:
«Не так давно вышло исследование о репутации губернаторов, в котором говорилось – глав регионов начали меньше критиковать. Причин этому назвали много, в том числе и значительное количество информации о спецоперации, но надо понимать – это просто провал губернаторов, их команд.
В момент, когда губернаторы, депутаты и прочие чиновники перешли в Telegram и в соцсеть «ВКонтакте», за ними пошли журналисты, аналитики и эксперты. Так как количество каналов, на которые можно одновременно быть подписанным в «телеге», ограничено, то многие завели второй телефон или планшет, на котором были собраны каналы губернаторов, чиновников, администраций и депутатов.
Так уж сложилось, никто не хочет отписываться от заслуживших репутацию каналов с аналитикой или инсайдами ради чиновника или депутата. Как оказалось, это было абсолютно верное решение.
У меня также появился планшет с аккаунтами депутатов и чиновников. С уведомлениями на каждый канал. За неделю использования такой схемы стало понятно – насколько «сильные мира сего» оторваны от «глубинного народа России».
В «основном Telegram» кипит жизнь – появляются оперативные новости, аналитика и оценка процессов по волнующим темам. В «устройстве для чиновников» свой мир, который никак не соотносится с тем, что в топе обсуждений и что действительно волнует людей.
Самое интересное – темы чиновников и депутатов никак не пересекаются с темами людей. Получились две параллельные, никак не соотносящиеся между собой новостные ленты. Спустя неделю это стало особенно заметно.
Обратите внимание, традиционно медийные губернаторы ушли в тень, потому что повестка «социальной сети для картинок» никак не соотносится с текстовым Telegram.
Что получилось? Поставили по всем вертикалям власти задачу – перейти в Telegram и в соцсеть «ВКонтакте». Они перешли. Раскидали ссылки по чатам с просьбой к бюджетникам подписаться. Подписались. И все.
И не критикуют депутатов и чиновников в России – потому что не читают. Как и предполагалось, часть людей просто не пошли за властью в соцсети, часть вообще уже и забыла, что была на кого-то подписана.
Привычных лент, которые были в «запретных сетях» нет, поэтому и людям просто не интересно совершать кучу действий, чтобы узнать о том, что, по словам чиновников, они живут хорошо. Когда посты чиновников появлялись между интересующими жителей записями, было терпимо. Теперь разница в повестке стала очевидна.
Поэтому говорить о том, что губернаторов стали меньше критиковать из-за спецоперации и информационного внимания к ней, не совсем корректно. События на Украине просто совпали со временем информационного перехода чиновников в новые для них соцсети.
Есть несколько исключений. Сюда можно отнести чиновников и депутатов, которые Telegram вели годами и набрали аудиторию «из нормальной реальности», а не из обязанных подписаться бюджетников.
Отдельно можно подчеркнуть Рамзана Кадырова, который стал информационным рупором спецоперации. Непонятно, почему другие губернаторы ушли в тень с этим вопросом, за исключением главы Крыма Сергея Аксенова, который и до конфликта постоянно комментировал Украину, что всегда ему давало просмотры. Если посмотреть на повестку чиновников полуострова, то порой можно подумать о том, что и «Киев уже наш».
Уже одно можно сказать с уверенностью – в повестку чиновники и губернаторы вернутся явно не скоро, что крайне плохо, так как люди должны понимать региональные решения на фоне международных событий. Регионы просто не смогли войти в повестку в новом формате, не сделали, допустим, из Telegram площадку для коммуникаций.
Зачем подписываться на канал, который стал рупором пресс-службы, если в соседнем события освещаются оперативней и объективней? Как в такой ситуации регионы будут решать информационные задачи Москвы – пока неясно. Зато стало окончательно понятно – значительная часть рейтингов, показывавших неумение чиновников общаться с правительством, оказались верными».
Фото: Pravda Komsomolskaya / Russian Look / globallookpress.com