Выборы в 2022 году пройдут при низкой явке, так как кандидатам сложно привлечь избирателя, заинтересовать кампанией. Жители юга России, как показывает ряд срезов, интересуются реально возможными решениями проблем на земле – темой, которую на время позабыли партии. Обозреватель «ФедералПресс» по регионам ЮФО и СКФО Андрей Гусий поразмышлял о кризисе идей и поумневших избирателях:
«Кандидаты традиционно пользовались федеральными темами в регионах, чтобы привлечь избирателей. Рассказывали на выборах в местные думы о том, что отменят пенсионную реформу, а потом коронавирусные ограничения. Конечно же, таким планам не суждено было сбыться, так как вопрос не решается на уровне региона. Да и один кандидат не сможет это решить на федеральном уровне.
Но такие заявления не прошли даром – избиратель поумнел и, как показывают соцопросы, не ждет от кандидатов федеральных заявлений, а на фоне спецоперации и общей повестки партий так и вообще окончательно установилось мнение о том, что решать нужно местные проблемы.
Но при этом наблюдается откровенный кризис идей, который можно объяснить одним – кандидатам непонятно, что волнует избирателей.
Например, Краснодарский край крайне недоволен итогам переписи населения, по результатам которой численность региона и региональной столицы особенно оказалась значительно ниже, чем давали некоторые ведомства – разница в миллион. Однако этой проблемой, которая потенциально поднимет явку на выборах, кандидаты и их команды не занимаются. А ведь сбор подписей и включение темы еще одной переписи населения лежат на поверхности, да и имеют юридические основания.
Как говорят источники, не особо собираются кандидаты и идти в народ, по дворам и на встречи, считая, что все решится на дистанции от электората, с использованием традиционных методов добровольно-принудительного голосования.
Но есть и одна проблема в этой схеме – явка, которую надо будет достичь регионам, несмотря на потенциально возможное социальное напряжение осенью.
Получается, идти в народ, к поумневшему избирателю, надо. Но с чем идти? За время коронавируса окончательно снизилась значимость региональных депутатов, внимание к ним и, как следствие, они потеряли интерес к обществу, а значит, и нет понимания, что нужно людям.
Получается странная история. Идти вроде как надо, но прорывные идеи за три года не найдены, все внимание избирателя приковано к федеральному центру, а люди поумнели и сказками об отмене пенсионной реформы их на участок не заманишь.
И, кажется, проблему могли бы решить технологи, но они также, судя по всему, решили пойти по пути административного ресурса. Даже вопрос цен на продукты ограничился рейдами по ближайшим двум-трем магазинам и установкой ярмарок. Первый пункт изначально ни к чему не мог привести, так как понижая цены на одну продукцию, магазины повышают их на другую.
А новые места торговли – ярмарки – расположены так, что далеко не всегда удобны для жителей. И можно было бы пойти в народ и спросить, а где именно поставить ярмарку, нужна ли она или еще что-то – но и тут кандидат и избиратель оказались по разные стороны, а решения принимали чиновники, которые особо пешком не перемещаются, да и не пользуются такими местами продажи.
Вывод напрашивается не самый приятный для чиновников. Без прорывных идей будет откровенно тяжело: два года коронавируса дают о себе знать, произошла изоляция депутатов от избирателей. Это приведет к тому, что проблема будет не как из фаворита-кандидата сделать депутата, а трудность – как сделать явку, после которой Москве не придется чистить регион от недовыполнивших указание чиновников».
Фото: ФедералПресс / Евгений Поторочин