Top.Mail.Ru
Общество
Челябинская область
0

Политолог о памятнике Петру и Февронии в Челябинске: «Для людей это не символ семьи»

Семья
Никто не против семейных ценностей, людям просто не нравится, что в центре города хотят поставить новомодных политизированных персонажей

В Челябинске собираются установить памятник Петру и Февронии Муромским. В стране в честь этих святых отмечают праздник – День семьи, любви и верности. За последние годы дискуссии о том, является ли эта пара образцовой, набрала обороты. В интернете начали обсуждать легенду: муромский князь Петр заболел проказой – его тело покрылось струпьями. Никто не мог его исцелить. Тогда ему посоветовали обратиться к крестьянке Февронии, которая взамен потребовала женитьбы. Политолог, доцент кафедры политических наук и международных отношений ЧелГУ Иван Нохрин отметил, что челябинцев в этой ситуации должна волновать не легенда, а совершенно иное:

«Я считаю, что легенда про Петра и Февронию не имеет никакого значения. Смысл любой легенды задается в процессе интерпретации. Но в нашем случае дело в том, что очень скоро никто даже и не вспомнит про эту легенду.

Это уже не первая дискуссия на тему исторических памятников в Челябинске за последние годы. И все они проходят по одному и тому же сценарию.

Вначале появляется инициативная группа, которая намеревается установить некий памятник. Предлагаемый монумент должен символизировать нечто важное для них. Но они всегда забывают очень важный аспект: как и любой символ, памятник будет популярен и востребован, то есть «жить» своей жизнью, только если он отражает нечто важное и ценное для людей, а не является детищем политической конъюнктуры. В противном случае это не более чем груда железа или камня. В конце концов, тысячи памятников Владимиру Ленину не помогли сохранить СССР.

Затем инициаторы собирают средства, добиваются разрешений и одновременно привлекают к себе внимание людей. Начинается бурная дискуссия в обществе. Суть разногласий в том, что горожане возмущаются столь откровенным использованием городского пространства, которое они считают общим достоянием, в интересах узкой группы лиц – инициативной группы, задумавшей установить монумент. Иными словами, горожане не столько против памятника как такового, сколько негодуют из-за откровенного пренебрежения их мнением. Ведь мы считаем, что Челябинск – это наш город, а потому хотим участвовать в его развитии.

Как и сейчас, никто не против семейных ценностей, нам просто не нравится, что новомодных политизированных персонажей – Петра и Февронью – хотят поставить в центре нашего города.

Для людей это не символ семьи, это символ политически ангажированного вмешательства в их личное пространство (городское пространство) и пренебрежения их мнением, поэтому они против. Но, к сожалению, в этих спорах горожанам еще никогда не удавалось победить.

Наконец, используя свои ресурсы, та или иная узкая инициативная группа проталкивает свой проект. Так было и с памятником Столыпину, и Александру II. Думаю, то же самое будет и с Петром и Февроньей.

Но самое интересное начинается потом. Добившись установки монумента, инициативная группа перестает существовать, а памятник превращается в груду мертвого железа или камня. Ведь горожанам он не был нужен с самого начала, а инициаторы считают свое дело сделанным и больше не интересуются своим детищем. Спросите у прохожих рядом с памятником Столыпину, кому он установлен и зачем – лишь единицы смогут ответить. И вряд ли хоть кто-то скажет, что этот памятник для него – что-то важное или ценное. Та же судьба ожидает и памятник Петру и Февронье. Сейчас о нем много говорят, но забудут сразу же после установки. Памятник, который начинался с пренебрежения мнением горожан, получит от людей безразличие в ответ».

Фото: ФедералПресс / Полина Зиновьева

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями УрФО в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Подписывайтесь на наш канал в Дзене, чтобы быть в курсе новостей дня.