Исчезновение 13-летней девочки всколыхнуло всю Томскую область. Ее поисками занимались не только экстренные службы, но и сотни добровольцев из числа местных жителей. Как устроена работа волонтеров, что способно помочь в поисках ребенка и с какими трудностями приходится сталкиваться «ФедералПресс», рассказал координатор поиска подростка из отряда «ЛизаАлерт» Максим Бекер.
«Заявка о пропаже девочки поступила нам утром 29 марта. Нам сразу стало понятно, что необходимо организовывать активный выезд. Как и во всех подобных случаях, первая задача – поиск координатора, который будет управлять поисковыми мероприятиями непосредственно на месте. Следующие этапы – это привлечение оборудования, определение списка первоочередных целей, определение места и времени сбора штаба, и оповещение местного населения.
Штаб в поселке Дзержинское начал работу в 14:00. Сюда активно стали приходить местные жители и предлагать помощь. Надо понимать, что люди – это вообще главный и очень ценный ресурс в нашей работе, но в то же время это немного усложняет процесс. Ведь в отличие от наших волонтеров, которые имеют достаточно навыков, приходят люди, не имеющие опыта поисков, не умеющие, например, работать с навигатором, не умеют пользоваться рацией, не знают правил работы в радиоэфире и так далее. Поэтому у нас проработан четкий алгоритм их подготовки. Это немного похоже на конвейер — пока одна группа местных жителей проходит инструктаж, вторая получает задачу, а третья уже работает на месте. И в результате даже новички уже выходят на поиск, понимая основные технологии и термины.
Первый день поисков был посвящен работе в поселке: осматривали заброшенные здания, опрашивали население, искали камеры, на которые могла попасть девочка, изучали реку и дороги, уводящие в лес. Также оклеивали город объявлениями.
Пик активности пришелся на 19:00, когда закончился рабочий день – люди стали прибывать, и на пике мы имели около 140 человек. Однако результатов было немного: следов найти не удавалось, а записи на камерах оказались настолько плохого качества, что там невозможно было разглядеть не только номера проезжающих машин, но даже их марки. В час ночи поиски в Дзержинском пришлось свернуть – приток людей закончился, а те, кто работал в полях, уже очень устал. Но в городе работа продолжалась, мы все активнее информировали жителей о пропаже ребенка.
Второй день начался с совещания с госслужбами, а затем в 16:00 мы открыли сразу два штаба – в поселке и в городе. В этот день людей к нам пришло меньше, но их мотивация была еще выше, а задачи в этот раз ставились более точные – прочесывали конкретные квадраты леса, плотно взаимодействовали с государственными службами. И надо сказать, поиски на природе – это наша родная стихия, мы знаем, что нужно делать и у нас есть соответствующее оборудование. В частности, мы используем беспилотник, навигаторы, фонари, радиостанции, а благодаря взаимодействию с госструктурами использовались также квадроциклы, снегоходы, привлекались кинологи с собаками. Больше того, к нам пришел местный житель со своим беспилотником, что тоже помогло обследовать нам, например, водоемы.
В городе же волонтеры исследовали места скопления людей – торговые центры, кафе, площади. Усиленно вели оклейку объявлениями – ими были охвачены практически все остановки транспорта и магазины. Мы напечатали порядка тысячи объявлений и повесили не меньше 700.
Свидетельств на этот раз было гораздо больше, все они проверялись, с помощью милиции находили автомобили, о которых говорили очевидцы, однако прямых следов так и не было.
Мы были готовы и дальше расширять масштабы работы. Если к тому моменту поисками занимались только местные волонтеры, то на следующий день к выезду были готовы добровольцы из соседних регионов. Примерно в 20:30 девочка сама вернулась домой. Можно сказать, что в этом случае «ЛизаАлерт» не имела прямого отношения к ее обнаружению, но это не совсем так. Именно с нашим участием удалось создать такую информационную среду, что всему городу и поселку стало понятно, что ее ищут. Что заставило подростка уйти из дома и почему она вернулась – этим будут заниматься уже правоохранительные органы. И что еще немаловажно – после этого случая к нам поступило много заявок от местных жителей на вступление в поисковые отряды. Это очень поможет нам в дальнейшей работе, ведь как я уже говорил, люди – это наш главный ресурс».
Фото: ЛизаАлерт / Наталья Габрусенко
Эксклюзивы «ФедералПресс»


