Социальные сети зачастую предлагают пользователю контент, выбор которого формируют они сами. Часто это бывает релевантно для пользователя, но таким образом ИТ-магнаты загоняют население в «информационный пузырь» и отрезают его от реального мира, отмечает ведущий юрисконсульт практики интеллектуальной собственности юридической компании ЭБР Анна Сарбукова. По ее словам, необходимо законодательно регулировать деятельность алгоритмов соцсетей.
«Рекомендательные алгоритмы социальных сетей в большинстве своем определяют, какой контент будет виден пользователям в ленте их новостей. На основе анализа информации, собранной рекомендательными алгоритмами социальной сети, пользователю предоставляется только релевантный для него контент, который способен его заинтересовать.
В целом алгоритмы социальных сетей работают по следующей схеме:
- Сбор данных о пользователях, их действиях в сети, контенте, который они просматривают.
- Внесение на страницу пользователя только интересующей его информации. Информация, размещаемая на профилях пользователя, подобрана таким образом, что учитывает предыдущие действия пользователя, такие как лайки, комментарии, посещенные ранее страницы и другие взаимодействия.
- Алгоритмами анализируется контент, размещенный пользователями в сети Интернет (тексты, изображения, видео и т.д.), для того чтобы лучше понять тренды, которые интересуют пользователей. Также оценивается, насколько актуален определенный контент для конкретного пользователя.
- Учитываются действия пользователей: алгоритмы работы социальной сети «считывают» реакции пользователей на тот или иной контент. Соответственно, если пользователь постоянно ставит «лайки» определенному видео, то и показываться в его социальной сети будет примерно такое же видео или примерно такая же подборка новостей.
Соответственно, на основе всей полученной информации пользователю в его ленте новостей алгоритмом социальной сети будет предоставляться только интересующий его контент.
Однако такая подборка может привести к тому, что пользователь через какое-то время просто не сможет «переключиться» на другие новости, статьи, обзоры и так далее. Такой ограниченный контент может существенно искажать реальную картину мира, уменьшать способность людей видеть другие точки зрения, уменьшать способности людей к объективному анализу происходящих событий.
Социальным сетям крайне выгодно загонять пользователей в так называемые информационные пузыри, поскольку пользователи, которые привыкли каждый день видеть один и тот же контент в привычной им тематике и ключе (например, только позитивные или только негативные новости по той или иной проблеме), перестают критически относится к такому контенту, проще говоря, просто привыкают к подобранному для них контенту. Такое привыкание перерастает в зависимость, и пользователь проводит в той или иной социальной сети все больше времени, перестает «переключаться» на какие-либо другие средства массовой информации (газеты, журналы). Соответственно, чем больше пользователей проводят время в определенной социальной сети, тем выше у такой социальной сети доходы от рекламных кампаний, тем больше будут платить рекламодатели за размещение там рекламы.
Конечно, изменить ситуацию может принятие на уровне закона требований к социальной сети об опубликовании для пользователей правил и принципов, на основании которых работает рекомендательный алгоритм той или иной социальной сети, что, собственно, и было сделано российским законодателем.
С 1 октября социальные сети должны будут разместить правила работы рекомендательных систем на своих сайтах, для того чтобы любой пользователь понял, на основе каких принципов и на основе каких данных предоставляются те или иные рекомендации.
Любой пользователь должен иметь доступ к информации о том, какие критерии используются рекомендательным алгоритмом для отображения соответствующего контента.
Также на законодательном уровне необходимо устанавливать право родителей осуществлять контроль над тем контентом, который будет отображаться в ленте новостей той или иной социальной сети, которую просматривает его ребенок. Также стоит разработать и принять нормы, которые будут устанавливать этические стандарты работы таких рекомендательных алгоритмов, которых должны придерживаться все разработчики и все социальные сети».
Фото: ФедералПресс / Елена Майорова