Top.Mail.Ru
Общество
Москва
0

Юрист об алгоритмах соцсетей: «Искажают картину мира»

Ребенок с телефоном
Алгоритмы формируют ленту исходя из своих интересов, предупреждает эксперт

Социальные сети зачастую предлагают пользователю контент, выбор которого формируют они сами. Часто это бывает релевантно для пользователя, но таким образом ИТ-магнаты загоняют население в «информационный пузырь» и отрезают его от реального мира, отмечает ведущий юрисконсульт практики интеллектуальной собственности юридической компании ЭБР Анна Сарбукова. По ее словам, необходимо законодательно регулировать деятельность алгоритмов соцсетей.

«Рекомендательные алгоритмы социальных сетей в большинстве своем определяют, какой контент будет виден пользователям в ленте их новостей. На основе анализа информации, собранной рекомендательными алгоритмами социальной сети, пользователю предоставляется только релевантный для него контент, который способен его заинтересовать.

В целом алгоритмы социальных сетей работают по следующей схеме:

  1. Сбор данных о пользователях, их действиях в сети, контенте, который они просматривают.
  2. Внесение на страницу пользователя только интересующей его информации. Информация, размещаемая на профилях пользователя, подобрана таким образом, что учитывает предыдущие действия пользователя, такие как лайки, комментарии, посещенные ранее страницы и другие взаимодействия.
  3. Алгоритмами анализируется контент, размещенный пользователями в сети Интернет (тексты, изображения, видео и т.д.), для того чтобы лучше понять тренды, которые интересуют пользователей. Также оценивается, насколько актуален определенный контент для конкретного пользователя.
  4. Учитываются действия пользователей: алгоритмы работы социальной сети «считывают» реакции пользователей на тот или иной контент. Соответственно, если пользователь постоянно ставит «лайки» определенному видео, то и показываться в его социальной сети будет примерно такое же видео или примерно такая же подборка новостей.

Соответственно, на основе всей полученной информации пользователю в его ленте новостей алгоритмом социальной сети будет предоставляться только интересующий его контент.

Однако такая подборка может привести к тому, что пользователь через какое-то время просто не сможет «переключиться» на другие новости, статьи, обзоры и так далее. Такой ограниченный контент может существенно искажать реальную картину мира, уменьшать способность людей видеть другие точки зрения, уменьшать способности людей к объективному анализу происходящих событий.

Социальным сетям крайне выгодно загонять пользователей в так называемые информационные пузыри, поскольку пользователи, которые привыкли каждый день видеть один и тот же контент в привычной им тематике и ключе (например, только позитивные или только негативные новости по той или иной проблеме), перестают критически относится к такому контенту, проще говоря, просто привыкают к подобранному для них контенту. Такое привыкание перерастает в зависимость, и пользователь проводит в той или иной социальной сети все больше времени, перестает «переключаться» на какие-либо другие средства массовой информации (газеты, журналы). Соответственно, чем больше пользователей проводят время в определенной социальной сети, тем выше у такой социальной сети доходы от рекламных кампаний, тем больше будут платить рекламодатели за размещение там рекламы.

Конечно, изменить ситуацию может принятие на уровне закона требований к социальной сети об опубликовании для пользователей правил и принципов, на основании которых работает рекомендательный алгоритм той или иной социальной сети, что, собственно, и было сделано российским законодателем.

С 1 октября социальные сети должны будут разместить правила работы рекомендательных систем на своих сайтах, для того чтобы любой пользователь понял, на основе каких принципов и на основе каких данных предоставляются те или иные рекомендации.

Любой пользователь должен иметь доступ к информации о том, какие критерии используются рекомендательным алгоритмом для отображения соответствующего контента.

Также на законодательном уровне необходимо устанавливать право родителей осуществлять контроль над тем контентом, который будет отображаться в ленте новостей той или иной социальной сети, которую просматривает его ребенок. Также стоит разработать и принять нормы, которые будут устанавливать этические стандарты работы таких рекомендательных алгоритмов, которых должны придерживаться все разработчики и все социальные сети».

Фото: ФедералПресс / Елена Майорова

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Добавьте ФедералПресс в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.