В Нагорном Карабахе снова обострение. Армия Азербайджана перешла в наступление, столица республики Степанакерт – под массированными артобстрелами. Политический обозреватель «ФедералПресс» – о происходящем в регионе.
«Древние земли Закавказья вновь обагрила кровь. Тюрки-мусульмане (как называли азербайджанцев еще в начале XX века) достали из ножен изогнутый ятаган войны и атаковали земли Нагорного Карабаха, стремясь вернуть его в лоно Азербайджана. В Баку называют происходящее «восстановлением конституционного порядка».
Этот тяжелый межэтнический конфликт между армянами и азербайджанцами – и лишь затем между независимыми государствами этих титульных наций – уходит корнями в начало двадцатого века. Тогда сменявшие друг друга калейдоскопом государственные образования, выросшие на обломках Российской империи, забирали друг у друга территории и воевали между собой.
Мир в регион пришел уже после установления советской власти. Вместе с ней он и покинул Закавказье. Во время распада Советского Союза межэтническая вражда вспыхнула вновь. Еще в рамках одного государства стычки между армянами и азербайджанцами происходили регулярно, а после того, как августовский путч и Беловежские соглашения забили последний гвоздь в гроб СССР, разгорелась настоящая война.
С обеих сторон – этнические чистки. Миллионы беженцев. Разрушенные дома и поселки. Эта война продлилась полтора года и стоила жизни десяткам тысяч армян и азербайджанцев.
Тогда вся территория Нагорного Карабаха (и часть восточных районов Азербайджана, на которые Степанакерт первоначально не претендовал) попала под контроль армянских сил. Азербайджан же де-факто лишился 11 процентов своих земель.
Ту войну назвали Первой Карабахской войной. Потому что была и вторая. Она разразилась осенью 2020 года. Мир, который находился в оцепенении от угрозы COVID-19, наблюдал, как пушки снова заговорили в Закавказье. Азербайджан, опираясь на плечо «большой Турции», отправил свои войска в Нагорный Карабах, намереваясь взять реванш за позорное поражение начала девяностых. И этой цели Баку смог достичь.
Существенная часть территории непризнанной Нагорно-Карабахской республики была захвачена войсками Азербайджана. Вся операция продлилась два месяца. Потерпев оглушительный разгром на поле боя, официальный Ереван не смог удержать своих позиций и на дипломатическом фронте. Тысячи армян с горечью и тоской наблюдали за тем, как глава Армении Никол Пашинян фактически отрекается от Нагорного Карабаха, признавая его территорию частью Азербайджана.
За следующие после Второй Карабахской войны три года эти позиции так и не были достигнуты. Нужно признать: руководство Армении не провело той актуальной и необходимой работы, которая позволила бы удержать оставшиеся под косвенным контролем Еревана территории Нагорно-Карабахской республики.
Не воспользовались армянские власти ни площадкой ООН, ни региональными платформами. Участие ОДКБ в карабахском конфликте также исключено, потому что Республика Арцах (как именует Нагорный Карабах ее руководство) не была признана ни Баку, что, впрочем, очевидно, ни Ереваном. Но и неформального обращения в адрес ОДКБ со стороны Армении не было.
В то время, когда Ереван сладко спал, в Баку точили ножи и заряжали пушки. Поэтому исход этой – уже третьей – Карабахской войны, кажется, очевиден».
Фото: kremlin.ru