Российская ассоциация электронных коммуникаций (РАЭК) подвела итоги уходящего года, отметив, что экономика Рунета продолжает расти. Россияне все чаще отказываются от западных соцсетей в пользу отечественных. Появляются новые инструменты и сервисы. Как будут дальше развиваться российские платформы, рассказал директор РАЭК Сергей Гребенников:
Рунет уходит в рост: прогнозы и тренды
«В России уделяют особое внимание развитию интернета. Операторы связи продолжают проводить интернет в различных уголках нашей страны, в том числе в самых труднодоступных районах, повышают скорость передачи данных. Так, в первой половине этого года некоторые из операторов заявили о росте скорости мобильного интернета на 10–12 %.
Доступность интернета по всей стране позволит увеличить аудиторию российского сегмента интернета. Его уже ежедневно посещают более 95 млн россиян. А чем больше людей смогут пользоваться интернетом, тем больше будет его вклад в экономику нашей страны.
Традиционно в декабре этого года РАЭК подводила предварительные итоги уходящего года. По прогнозам Ассоциации, в 2023 году рост экономики Рунета составит 35 % относительно 2022 года. Прогнозируемый объем российской интернет-экономики – 16,4 трлн рублей.
В мае РАЭК давала более консервативные прогнозы, однако исходя из результатов первых трех кварталов, некоторые прогнозы динамики были пересмотрены, например, для сегментов интернет-рекламы и маркетинга и цифрового контента. Также «локомотивом» роста интернет-отрасли по-прежнему является сегмент электронной коммерции, который вырастет больше, чем прогнозировалось в мае.
Что нас ждет по итогам 2023 года? Прогнозы
Сегмент инфраструктуры, по прогнозу РАЭК, составит 426,4 млрд рублей в 2023 году, то есть ожидаемый рост – 42 % к 2022 году. Рынок облачных сервисов сохраняет высокие темпы роста на фоне продолжающегося импортозамещения и востребованности облачных решений. Растет востребованность услуг PaaS и платформ контейнеризации, DBaaS, облачных сервисов кибербезопасности (MSSP, SECaaS).
Сегмент рекламы и маркетинга. Относительно 2022 года сегмент рекламы и маркетинга тоже покажет рост – 22 % и составит 474,8 млрд рублей. Ретейл-медиа – одна из основных точек роста с огромным потенциалом.
Сегмент электронной коммерции аналитики РАЭК оценивают в 15,4 трлн рублей в 2023 году. Рост, по оценкам, составит 35 % к 2022 году. Сегодня компании электронной коммерции активно вкладываются в улучшение платформ и развитие дополнительных сервисов.
Сегмент цифрового контента в 2023 году составит 119,7 млрд рублей. Ассоциация ожидает рост 28 % по отношению к 2022 году. Тут наблюдается радикальный рост интереса к российскому контенту и государственная поддержка его производителей.
Напомним, что ранее по результатам исследования «Экономика Рунета / Цифровая экономика России 2022/2023», в 2022 году рост экономики Рунета составил 29 %. Это меньше показателей 2020 и 2021 годов, когда российская интернет-экономика росла более чем на 40 % в год. Тем не менее экономика Рунета преодолела планку в 12 трлн и показала двузначный рост. Такая динамика была обеспечена за счет сегментов электронной коммерции и инфраструктуры.
Что будет в трендах Рунета в 2024 году
Пользователи продолжат выбирать российское. Интернет-сервисы отмечают значительный рост интереса к продукции российского производства. Так, несмотря на то, что доля отечественного кино в каталогах онлайн-кинотеатров составляет порядка 25–30 %, пользователи все больше отдают предпочтение российскому видеоконтенту. Это подтверждается как собственными данными онлайн-кинотеатров, так и данными сервиса «Кинопоиск Pro». Тренд на увеличение потребления видеоконтента российского происхождения обусловлен не только уходом из России зарубежных брендов и ограничением доступа к западному развлекательному контенту, но и значительным увеличением производства российского контента. Рост спроса на отечественные бренды также отмечается маркетплейсами, в частности, Lamoda и Ozon, у которых есть отдельные витрины для российских брендов.
Новые цифровые профессии. В тренде будут следующие направления деятельности:
- промпт-инженеры;
- тренеры нейросетей;
- нейро-креаторы;
- «белые хакеры»;
- специалисты в области беспилотных систем;
- специалисты по работе с данными;
- геймификаторы.
Фиджитал. Люди все чаще находятся одновременно в двух реальностях: физической и цифровой. Такое взаимопроникновение двух реальностей получило название фиджитал (physical + digital). Фиджитал объединяет в себе преимущества физической и цифровой среды.
Например, стираются границы между классическим спортом и киберспортом. В 2024 году в Казани пройдут «Игры будущего», которые объединят спорт, технологии и науку. Уже сегодня в России создаются фиджитал-центры и «умные» спортивные площадки. Первый фиджитал-центр был открыт в сентябре 2022 года в Кемерово, но в ближайшие годы в стране должно появиться более 50 таких центров.
Заменили ли западные соцсети?
От реализации целей Стратегии развития отрасли связи до 2035 года выиграют и отечественные онлайн-площадки. Для них это будет хорошей возможностью увеличить свою аудиторию, привлечь новых блогеров с иностранных онлайн-платформ, так как для авторов контента важно без проблем его монетизировать и увеличивать количество своих подписчиков. Западные платформы уже не могут гарантировать блогеру этого: многие из них отключили монетизацию в России, а пользователи в последнее время стали чаще переходить на отечественные площадки. И это неудивительно, поскольку наши платформы активно развиваются и уже представляют достойную альтернативу западным ресурсам.
Все чаще люди отказываются, например, от Facebook* и Instagram* из-за неудобства использования VPN-сервисов. Эти приложения нужно постоянно включать, они быстро разряжают аккумулятор смартфона, из-за них снижается скорость интернета. Помимо этого, многие опасаются относительно информационной безопасности VPN-сервисов и обеспечения ими конфиденциальности персональных данных.
Почему 70 % россиян пользуются соцсетями: отвечает глава IT-центра
В России есть много соцсетей, которые предоставляют много инструментов и сервисов как пользователям, так и бизнесу и блогерам. Если «ВКонтакте» и Telegram уже занимают лидирующие позиции, то «Дзен», RuTube, YAPPY, Looky пока активно борются за аудиторию, но в любом случае здорово, что у нас есть большое количество альтернатив иностранным платформам. Все площадки мотивированы развивать новые сервисы, программы лояльности, привлекать новых авторов и пользователей.
Естественно, развитие соцсетей будет продолжаться и в 2024 году. Лидеры рынка будут развивать свои инструменты и сервисы. Также будут развиваться новые проекты, замещающие зарубежные сервисы. Примеры: Nuum от МТС, Looky и т.д.
Важно, чтобы россияне понимали – активно используя отечественные платформы, они вносят свой посильный вклад в укрепление цифрового суверенитета страны. А блогеры при этом еще выступают драйвером роста экономики Рунета».
*Материнская компания Meta признана экстремистской и запрещена на территории РФ.
Фото: unsplash.com
Итоги года – 2023 от «ФедералПресс»