Ученые выявили в почве Новосибирска повышенное содержание натрия и хлора. Возникли подозрения, что причина – в применении противогололедных реагентов. Могут ли такие материалы нести подобные последствия, как менялись методы борьбы с наледью в разные годы, чем это грозит зеленым насаждениям и возможно ли снизить негативное влияние на природу – своим мнением с «ФедералПресс» поделился директор МКУ «ДЭУ № 1» Новосибирска Алексей Лыков.
«ДЭУ № 1 вместе с её предшественниками отвечает за содержание дорожной инфраструктуры с 60-х годов. Сегодня наша организация обслуживает Октябрьский, Железнодорожный, Центральный и Заельцовский районы. 60 лет назад уборка была в основном механизированная, она повреждала дорожное покрытие, срезая его вместе со льдом и снежным накатом. Несколько позднее стали применять хлориды вместе с речным песком в различной пропорции. При этом количество соли постоянно увеличивалось – с 3 до 50 %. В начале 2000-х годов начали экспериментировать с многокомпонентными реагентами. В 2005 и 2007 году пробовали применять на улицах вокруг Монумента Славы и ул. Станиславского, но опыт оказался неудачным. Следующий этап работы с реагентами наступил с 2018 года: на нескольких улицах начали использовать уже современные материалы, а также город начал переходить от речного песка к особому отсеву дробления – более прочному фрикционному материалу, имеющему повышенный коэффициент сцепления. Поэтому сегодня мы имеем комплексный подход к уборке: используем современную технику, которая максимально заботится о сохранности дорожного покрытия, и применяем различные противогололедные материалы, чтобы убрать зимнюю скользкость в зависимости от погоды и от места применения (для тротуаров, проезжей части, подъемов и остановок транспорта требуются разные средства против гололеда).
Мне не известно, чтобы в Новосибирске когда-либо проводился мониторинг почвы на предмет засоленности на постоянной основе. В этой связи невозможно связывать засоленность с изменением подходов к осуществлению зимней уборки, в том числе с применением противогололедных материалов. Более того, если говорить про влияние хлоридов, то этот показатель является плавающим: хлорид натрия является легкорастворимым соединением в водной среде. Снег на газонах мы не храним и вывозим по возможности оперативно. Накопить значительное количество соли в почве нашего города из-за использования ее в противогололедных материалах (ПГМ) невозможно, так как соль никогда не использовалась в таких объемах, даже в 60-х годах. ПГМ используют в основном на центральных улицах и по маршрутам городского транспорта.
Я по образованию не только экономист, но и агроном, поэтому могу сказать, что засоленность почв – это большая проблема для сельскохозяйственных земель, где никаких реагентов не применяется. Чаще всего причина такого засоления – неправильная мелиорация. Что же касается непригодности почв города, здесь стоит смотреть на иные проблемы: на дороге находится огромное количество соединений тяжелых металлов, например, свинцовых. Это обусловлено промышленным производством, выбросами двигателей внутреннего сгорания наших с вами автомобилей. Все эти металлы скапливаются вдоль дороги и оседают, в том числе на газонах. После пролива (дожди, талая вода весной) легкорастворимые соли уходят, а соединения тяжелых металлов – нет. Отсюда и ухудшение состояния почвы.
Чтобы разобраться в причинах проблемы, нужно, во-первых, проводить не разовый, а регулярный мониторинг, и понимать, с чем мы сравниваем показатели, плюс оценивать влияние всех факторов – и антропогенных, и климатических, и ландшафтных. Сегодня флагманом мониторинга экологической ситуации является Москва. Здесь начиная с 2009 года реализуется наиболее комплексный анализ воздействия противогололедных реагентов на окружающую среду.
Во-вторых, динамика изменений должна быть связана с длительностью и количеством применяемых материалов. Многолетние данные показывают существенное снижение уровня загрязнения почвенного покрова в столице, где реагенты активно применяются уже более 10 лет. С 2010 по зиму 2019 года величина плотного остатка, которая характеризует уровень засоления почв, снизилась в 1,5 раза. На март 2019 года 96 % обследованных территорий Москвы не имеют признаков засоления, в то время как 9 лет назад этот показатель был 77 %. Доля хлоридов в почвах в 5 раз ниже предельно допустимой нормы для почвогрунтов, установленной постановлением Правительства Москвы.
Фитопатологи и дендрологи выявили, что 2018 году состояние 88 % деревьев, растущих вдоль трасс, оценивалось как хорошее и удовлетворительное, что в 1,5 раза больше, чем годом ранее. Девяносто процентов газонов получили оценку «хорошо» и «удовлетворительно». Информация о том, что реагенты якобы пагубно влияют на почвы и растения в Москве не нашли подтверждения по результатам многолетнего экологического мониторинга. Так что причины гибели крупномеров или кустарников надо искать не в применении реагентов. Ежегодные отчеты Мосэкомониторинга находятся в открытом доступе на сайте организации.
Также Всероссийский научно-исследовательский институт сельскохозяйственной микробиологии проводил исследования влияния солей на почвы. Подтвердилось, что после замены технической соли как противогололедного материала на современные реагенты с солями натрия, кальция и смягчающими их воздействие биофильными добавками, засоление почв хлоридом натрия (техническая соль, галит) значительно уменьшается».
Фото: ФедералПресс / Полина Зиновьева