Вокруг Сабетты на сотни километров – только лед, снег и вечная мерзлота. Именно сюда, в этот суровый морозный поселок, привезли более 200 журналистов и экспертов из 27 стран в рамках международного конгресса «Арктический медиамир».
Первый заместитель директора по строительству «Ямал СПГ» Дмитрий Монаков поделился интересными фактами о суровом северном поселке. Подробности необычный экскурсии – в фоторепортаже «ФедералПресс».
Как раз сейчас на Сабетте стоит полярная ночь, поэтому уже в полдень вокруг – темнота. Освещает поселок только множество огней Ямал СПГ. Интересный момент: несмотря на дневное время, многие гости Сабетты пожаловались, что из-за темноты почувствовали сонливость. Местные говорят, что со временем привыкаешь к периодическому отсутствию солнца и чувствуешь себя вполне бодрым.
На Сабетте – вечная мерзлота. По словам Дмитрия Монакова, грунт тут очень плохой. Если один кубический метр земли поселка вырезать и занести в теплое помещение, то, когда он растает, это будет просто грязь. Именно поэтому нефтяники следят, чтобы земля не растаяла, иначе все объекты просто порушатся.
«Наша задача – сохранить вечную мерзлоту. Поэтому все объекты располагаются на сваях, чтобы тепло от них не попадало внутрь», – объяснил Дмитрий Монаков.
Первый заместитель директора по строительству «Ямал СПГ» также объяснил, что все огни, которые видно даже с высоты птичьего полета, исходят от завода Ямал СПГ. Однако, жалуется представитель компании, многие гости видят только его и забывают, что на Сабетте расположена еще и гигантская инфраструктура. Помимо аэрропорта, это общежития для вахтовиков, административные корпусы, кафе, больница и даже церковь.
В пик строительства на Сабетте находилось одновременно 34 тысячи человек. Сейчас – около 20 тысяч.
Просто так билетов на рейс до Сабетты не купишь. Возят туда только по спискам. Однако в день сюда прилетает три-четыре пассажирских самолетов, а также несколько грузовых.
Это сейчас, в декабре, на Сабетте снег. А летом – озера, реки и болота.
Как сообщил Дмитрий Монаков, завод построен по модульному принципу. То есть сюда привозили не детали, а собранные конструкции вместе со всем оборудованием. При этом транспортировали их на судах. Это занимало от одного до двух месяцев в зависимости от выбранного пути.
Кстати, сами танкеры могут ходить не только носом вперед, но и кормой. Это ему нужно в случаях, когда необходимо пройти сквозь лед.
Кроме того, на Сабетте нет бездомных собак. Зато можно увидеть песца… Или его следы.