Активная фаза работ на «Белом море» и полигоне твердых бытовых отходов (ТБО) «Игумново» началась в сентябре 2018 года, на «Черной дыре» еще раньше – в 2017 году. Работы ведутся в круглосуточном режиме, и за происходящим на объектах можно наблюдать в режиме онлайн.
Полигон «Игумново» эксплуатировался с 1983 года, закрыт летом 2012 года. Его называли крупнейшим по площади в Европе полигоном для захоронения ТБО. Площадь свалки составляет почти 42 га, объем накопленного мусора – 5,5 млн кубометров, максимальная высота навала отходов – до 30 метров. На объекте захоронены ТБО III–IV класса опасности.
Завершить работы на полигоне «Игумново» планируется в августе этого года. «На данный момент у нас проведено формирование свалочного тела, идет первичная обсыпка изолирующим слоем песка, потом будет уложен геотекстиль. После этого будет сформирован изолирующий слой, и на него будет укладываться геосинтетика. В конце работ холм будет засеян травой», – рассказал генеральный директор компании-подрядчика ООО «ГЭС-Экотехнологии» Валерий Меркулов. На объект завезено 90 % необходимого песка (более 500 тыс. тонн) и 95 % геосинтетического материала. Поверху будут установлены газодренажные трубы. Как показали расчеты, свалка выделяет уже мало газа, поэтому очищать его не требуется, он будет рассеиваться в атмосфере, сказал руководитель компании-ликвидатора свалки.
По словам Валерия Меркулова, дальнейшая эксплуатация земель полигона не предполагается: на них ничего нельзя строить, свалочное тело практически будет законсервировано. По границе полигона с южной и восточной стороны сформируют перехватывающий дренаж для сбора фильтрата, который будет направляться для очистки на локальную очистную станцию, а затем – на очистные сооружения Дзержинского водоканала. После того, как полигон будет укрыт, предстоит еще поддерживать травяной покров и 11 лет эксплуатировать очистные сооружения. Однако эта эксплуатация уже не будет входить в обязанности ликвидатора свалки.
Шламонакопитель завода «Капролактам» «Белое море» был введен в эксплуатацию в 1973 году. Содержит 6,5 млн кубометров отходов, общая рекультивируемая площадь – 71,5 га.
На «Белом море» сформирован выравнивающий слой: практически весь шлам засыпан песком, толщина песчаного слоя – от 50 см до 1,5 метров. На более чем 19 га уложены бентонитовые маты и геомембрана, на площади 8 га геомембрана закрыта геотекстилем и уже формируется промежуточный слой минерального грунта, который дойдет до плодородного, рассказал Валерий Меркулов.
Свалка отходов производства ОАО «Оргстекло» «Черная дыра» занимает площадь около 1 га, однако глубина карстовой воронки, которую она из себя и представляет, достигает 55 метров. Большая часть отходов, 55,5 кубометров, уже представляет собой затвердевший слой и выбираться уже не будет. Объем жидких и пастообразных фракций, от которых идут испарения ядовитых веществ, составляет 16 тыс. кубометров, их и обезвреживают. Глубина залегания пастообразной фракции – до 2–3 метров. Лакуну также засыплют, и чтобы не поступала вода и чтобы нейтрализовать кислотные продукты в озере, свалку укроют и просыплют специальным раствором.
Как рассказал Валерий Меркулов, жидкие и пастообразные отходы с «Черной дыры» поступают на площадку, где происходит двустадийный процесс термического обезвреживания с помощью термолизного реактора. Происходит разложение перемешанных с песком отходов на газообразную и парогазовую смесь и твердый остаток с оставшимися несгоревшими частями. Несгоревший песок поступает в барабанную печь, где при температуре 680 градусов дожигается, парогазовая смесь поступает в камеру дожигания и дожигается при температуре 1100–1200 градусов. Все образующиеся дымовые газы проходят трехступенчатую очистку. Именно эта технология и стала причиной выбора именно этого исполнителя работ. На данный момент ни одного превышения ПДК при обезвреживании отходов с «Черной дыры» не было, однако по настоянию Росприроднадзора и минэкологии для мониторинга заказана независимая лаборатория.
В компании-исполнителе работ признают, что проводимые работы – консервация объектов, но исходят из того, чтобы ликвидировать дальнейшее причинение вреда окружающей среде. «Перевезти такую гору мусора и как-то отсортировать практически невозможно, – говорит Валерий Меркулов о полигоне «Игумново». – В теории это возможно, но для этого потребуется от 15 с лишним лет, определенное количество денег и выделение вредных веществ в течение этого времени. Поэтому всегда исходят из того, чего хочется и что возможно. В данном случае его возможно рекультивировать, то есть закрыть. Твердый слой «Черной дыры» залегает глубоко и занимает большие объемы. Но то, что уже затвердело, обмылось грунтовыми водами. То, что еще осталось опасным, нужно извлечь и уничтожить, что мы и делаем. То, что не будет растворяться, останется в той воронке в карстовом провале».
По словам заместителя министра экологии и природных ресурсов Нижегородской области Александра Гриднева, сегодняшнее законодательство не совсем ориентировано на действия в отношении промышленных отходов. «Мы в первую очередь все силы бросили на реформирование ТКО, и будут строить дополнительно три полигона для утилизации. Но вопрос промотходов, безусловно, поднимается на тех же рабочих группах, чтобы промотходы тоже как-то влились в реформу ТКО, – рассказал замминистра. – Мы попытались написать заявку в министерство экологии РФ о возможности приобрести оборудование за счет средств экосбора, которое даст возможность на существующих и трех планируемых полигонах установить комплексы по переработке промышленных отходов. К сожалению, законодательство на сегодняшний момент по промышленным отходам не совсем ориентировано для дальнейших событий».
Александр Гриднев напомнил, что Нижегородская область заявила для финансирования ликвидацию семи свалок вблизи городов. Еще 150 свалкам региона можно присвоить статус объекта накопленного экологического ущерба. Среди таких серьезных объектов, на которые областные власти обещают выбивать федеральные средства, замминистра назвал Шуваловскую свалку и Бурнаковскую низину в Нижнем Новгороде.