горячие темы Смотреть Скрыть
Общество
Волгоградская область
31 мая 2018, 19:55 0
Редакция «ФедералПресс» / Ярослав Малых

«Все это останется у нас в городе»: как ЧМ-2018 изменил Волгоград

Волгоград получил статус города-организатора ЧМ-2018 в сентябре 2012 года. Город-герой примет четыре матча группового турнира мундиаля. Великое событие для болельщиков по логике должно было разительно преобразить весь город, о чем неустанно заявляли власти. Но в действительности успеть удалось не все, а некоторые аспекты подготовки часто вызывали у жителей и гостей города не благодарность, а возмущение или как минимум вопросы. Прекрасный стадион и не всегда качественные дороги, новые парки на месте выкорчеванных старых, реконструкция набережной, которую не закончат к чемпионату – что и как сделано в Волгограде за две недели до старта мирового первенства зафиксировал «ФедералПресс».

Главная, самая дорогая и вообще бросающаяся в глаза новинка это, конечно, новый стадион «Волгоград Арена» на 45 тыс. мест. Строительство обошлось в 16,5 млрд рублей. Срок сдачи с конца прошлого года перенесли на эту весну, зато во время строительства существенных скандалов не отмечено. На стадионе успешно прошли два тестовых матча местного «Ротора» и финал Кубка России.

Реконструированы и тренировочные поля – это стадион «Зенит», площадка Волгоградской физкультурной академии. А вот от модернизации стадиона «Трактор» по неизвестным причинам отказались. Впрочем, ее проведут, но позже и уже не за бюджетный счет. Взамен на 100 млн вложений инвестор получит территорию под строительство торгового центра.

 fc00d0157beeb582c9180f5ea68f32a0.jpg

Самолетом, но не пароходом

Самое заметное, да и самое внушительное по финансовым затратам достижение подготовки к мундиалю, это модернизация транспортного сообщения.

В аэропорту «Волгоград» (Гумрак) введены два новых терминала, один из которых построен вместо устаревшего. Пропускная способность нового терминала – 720 пассажиров в час, он обошелся в 6 млрд рублей, из которых 4 млрд это средства федерального бюджета, остальные владельцев аэропорта холдинга «Новапорт».  Ранее, при участии средств федерального бюджета была построена новая взлетно-посадочная полоса длиной 2,8 км, установлено современно метеооборудование.

Масштабная реконструкция заканчивается и на главном железнодорожном вокзале города. 

Интересно, что Минтранс России запретил на время мундиаля движение судов по Волге. Впрочем, как сообщили власти, местное сообщение до Краснослободска будет работать.

521057791704ca0f0d7527bc5ebda835.jpg

Вокзал «Волгоград I», а значит и центр города, теперь связан с аэропортом железнодорожным сообщением – в Волгограде появился свой аэроэкспресс. Его уже опробовала руководитель Совета Федерации Валентина Матвиенко, которой показали и дорогу, появившуюся исключительно благодаря ЧМ-2018 и губернатору Андрею Бочарову. Это рокадная дорога вдоль Волги, так называемая «Нулевая продольная».

Поворачивай

Предмет особой радости для горожан, привыкших к ужасному состоянию волгоградских дорог – это обновление нескольких основных магистралей города.  «ФедералПресс» рассказывал, что в целом увеличение объемов дорожных работ не привело к заметному улучшению качества проводимых работ. Хотя к реконструкции того же проспекта Ленина и Второй продольной претензий нет. Зато есть они к крупнейшему объекту – шоссе Авиаторов, ведущему из аэропорта в центр города. На него потратили почти 2,5 млрд рублей и заслужили массу критики. Ситуация пошла наперекосяк с самого начала – торги по определению генподрядчика затянулись. За проект взялась иногородняя компания, хорошо зарекомендовавшая себя на ремонтах трассы Волгоград-Москва и уже упомянутого проспекта Ленина.

6a85b09a338e0f448b911f54ea70b689.jpg

Однако работы на шоссе Авитаторов вошли в конфликт с жителями городского поселка Гумрак, которые посчитали, что некоторые особенности проекта просто игнорируют их как живых людей.  В результате работы стали затягиваться, подрядчика со скандалом поменяли и вступили с ним в длительные судебные тяжбы.  А конфликт так и остался – жители Гумрака не смогли добиться желаемого.  Как итог, реконструкция ключевого объекта выполнена с опозданием и, согласно независимой оценке, на «три с плюсом».

В части автомобильного сообщения в городе вообще проведены радикальные реформы.

Повсеместно изменена разметка, дорожные знаки, в очень большом количестве случае отменен левый поворот и произведены другие изменения организации движения. Огромный резонанс вызвала и реформа пассажирского транспорта, которая косвенно связана с ЧМ-2018. Отменяя маршрутки, городские власти заявляли, что город, принимающий мундиаль  достоин лучшего, чем старые ржавые газели.  Несмотря на яркие протесты, поддержанные, кстати, ФАС, маршруточники все-таки проиграли и основным транспортом стали автобусы. Причем не муниципального предприятия, а частной компании, получившей огромные дотации из дефицитного бюджета Волгограда. Эта ситуация осенью 2017-го едва не привела к транспортному коллапсу, что в итоге подвигло городские власти активнее развивать свой транспорт.

На время собственно ЧМ-2018 будут действовать особые правила – об этом накануне на специальной пресс-конференции, посвященной подготовке к ЧМ-2018 обстоятельно говорил руководитель областного комитета транспорта и дорожного хозяйства Владимир Васильев.

«В дни чемпионата у нас будет действовать последняя миля. И мы будем закрывать город для тех машин, которые перевозят опасные грузы. Весь транспорт будет уходить за пределы города. На железной дороге поезда с опасными грузами будут ходить не через Волгоград, а через станцию «Максима Горького, - пояснил чиновник, - на региональных дорогах на подъезде к Волгограду будут установлены знаки, как объехать город».  

Период транспортных ограничений — с 14 июня по 15 июля. Полностью закрываться город будет закрываться в дни проведения матчей на «Волгоград Арене».

8aa3f2fc94bdd514d56ac2dc8dd35556.jpg

В Волгограде за годы подготовки построены три новых гостиницы международных брендов, 35 отелей и турбаз реконструированы.  Всего работает 300 средств размещения с общем номерным фондом больше 21 тысячи мест, регион провел сертификацию гостиниц и в городе появился даже пятизвездочный отель – такой статус после реконструкции получил «Волгоград».

Терпели, потерпите еще 

Конечно, не обошлось без недоделок и нестыковок. Самые очевидные – задержка сдачи целого ряда объектов – это и то же шоссе Авиаторов, и «Волгоград Арена», и стадион «Зенит». Но это имеет значение только с точки зрения ответственных. А вот горожане сделали массу иных неприятных наблюдений. 

0c9226b836f8b8b3ce0c97440b0b814e.jpg

Ремонт путепровода через железнодорожные пути (Комсомольский мост), который длился почти 3,5 года (вдвое дольше контрактных сроков) и его качество вызывает вопросы даже по завершению. В Волгограде покрасили и подновили фасады домов, которые «смотрят» на клиентские маршруты FIFA, а вот обратные стороны этих зданий остались в прежнем виде, что также не понравилось людям. Удивление вызвал и гидропосев травы на склонах новой набережной, которую люди приняли за процесс покраски земли, чтобы издалека смотрелась как зеленый газон. В новом терминале аэропорта сразу же заметили обваливающуюся плитку и так далее.

Но, конечно, самым очевидным промахом организаторов стало отставание в благоустройстве. Его просто начали поздно и, например, на Центральной набережной будет проведен только первый этап, а завершатся работы осенью. Аналогично и с тротуарами в центре города – в середине мая асфальт сломали, выкорчевали, а людей вынудили ходить по проезжей части. Все для того, чтобы уложить тротуарную плитку и провести другое сопутствующее благоустройство.

 

Вице-мэр Волгограда Сергей Разумный на вопрос журналиста «ФедералПресс» о том, почему эти действия проводятся в такие сжатые сроки сообщил, что замена тротуарной плитки в Центральном районе Волгограда «проводится согласно графику благоустройства». 

«Мы прекрасно понимаем, что работы доставляют горожанам неудобства и просим понять, что все это останется у нас в городе и будет его украшать», – добавил Разумный.

Что именно останется, конечно, вопрос спорный, учитывая то, что проблемы с качеством работ заметны даже не специалистам. Эксперты же считают сам факт такого планирования управленческим провалом.

f8aebc2e918bbe6149e3e9ad5a1a199b.jpg

«Маршруты ФИФА были известны еще в 2014 году, и тот факт, что тянули до последнего говорит о низком уровне квалификации людей, курсирующих подготовку. Авантюра с благоустройством за месяц до ЧМ-2018 может и пустит пыль в глаза иностранцам, но жителей города не факт, что будет долго радовать», – считает член регионального штаба ОНФ, эксперт проекта «За честные закупки» Эдгар Петросян.

Кстати, на ту самую авральную укладку плитки город тратит 58 млн рублей, причем отдает эти деньги без конкурса, оформляя закупкой у единственной компании, хотя работы выполняют сразу три подрядчика. Проделывать такой фокус позволяет статус заказчика муниципального бюджетного учреждения, уверен Петросян.

«Закупки проводились через МБУ, чтобы можно было избежать 44-ФЗ, тем самым ушли от конкурентных процедур. Как мне представляется, к руководству учреждений может возникнуть множество вопросов у соответствующих структур сразу после ЧМ, поскольку данный эпизод, вызывающий вопросы далеко не первый», – прокомментировал Эдгар Петросян.

Действительно, без конкурсов проведены многие другие работы по благоустройству и, например, организации парковочных мест.

Где деньги?

Председатель регионального комитета по подготовке к ЧМ-2018 Аркадий Грушко заявил, что финансирование программы подготовки Волгограда к чемпионату мира по футболу из регионального бюджета составило «порядка девяти миллиардов рублей».

«Все деньги выделены своевременно, освоены полноценно, перерасхода средств не было, поскольку планирование этой части было достаточно жестким. Если говорить в целом по программе, то на подготовку города к чемпионату было потрачено 40 миллиардов рублей, которые были направлены со всех уровней бюджетов», – сказал Грушко.

Идет ли речь о прямых затратах областного бюджета или учитывается и субсидирование региональной казной муниципалитета Волгограда, чиновник не уточнил. Отметим, что в первоначальной программе предполагалось, что из 37,4 млрд рублей примерно 6,7 млрд выделит область и почти 800 млн рублей город. Фактически, затраты муниципалитета около 1,5 млрд, но все эти средства Волгоград получил субсидиями из вышестоящего бюджета.

При этом желания экономить не замечено и в конкурентных закупках. Так на электросети для временного подключения вспомогательных объектов у «Волгоград Арены» тратят почти 34 млн рублей. На фестиваль болельщиков уйдет 313 млн, что в сравнении с другими хозяевами ЧМ-2018 вроде и немного. Но основной лот вовсе не обеспечивает выполнение фестиваля «под ключ». Помимо этих 313 млн прошли еще закупки на 4 млн по аренде и монтажу сценических конструкций для проведения фестиваля,  монтаж и демонтаж брендинговых материалов оформления сцены – за 500 тыс рублей и так далее – всего почти на 20 млн. Особняком стоят сразу 5 закупок на «оказание услуг по уборке и содержанию универсального туалетного модуля, включающих работы по откачке отходов и заправке водой» – все в районе 200-350 тысяч.  

82cad2d2d00553b2c7dfe01b13446d3f.jpg

Кстати, в конкурсе на организацию фестиваля победило московское ООО «Центр Колизей», предложившее из четырех участников аукциона самую высокую цену. Выбрали победителем его по критерию «опыт на оказание услуг в сопоставимых обхъемах». Так вот, упомянутая компания с уставным капиталом 10 тыс. рублей, действительно, имеет некоторый опыт – она 8 раз побеждала в госзаказах Москомспорта и Минкульта РФ на общую сумму 75 млн. рублей, то есть вчетверо меньше, чем им принесет один волгоградский фестиваль.

Роман Гребенников, последний избранный мэр Волгограда и бывший вице-премьер областного правительства, в 2013-начале 2014 годов отвечавший за первый этап подготовки к ЧМ-2018, считает, что упущено «очень много возможностей».

«Был шанс вытянуть регион за счет чемпионата. Были возможности пробить финансирование строительства третьей очереди скоростного трамвая – до госуниверситета и продолжения Третьей продольной магистрали. Мы это понимали и сделали проекты, причем по строительству объездной дороги были визы и министра транспорта и советника президента, почему эти проекты отложили в сторону, мне непонятно. К этим вопросам теперь возвращаются, хотя их можно было решить. Если бы команда Андрея Ивановича Бочарова не занималась популизмом, а доделала то, что было», – прокомментировал Роман Гребенников.

Добавим, что в целом ЧМ-2018 прибавил к волгоградскому валовому региональному продукту около 6 %.

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен, чтобы быть в курсе новостей дня.
Присоединяйтесь к нам
Версия для печати
Загрузка...
Комментарии читателей
0
comments powered by HyperComments
Telegram 1