Сегодня депутаты законодательного собрания Нижегородской области шестого созыва, собравшись на первое заседание, большинством голосов избрали своим председателем Евгения Лебедева, возглавлявшего областной парламент прошлого созыва. Его кандидатура была единственной на этот пост, и в заксобрании назвали ее компромиссной и консолидирующей. Между тем, эксперты считают, что разрешению острой ситуации перед выборами спикера нижегородского парламента способствовало вмешательство администрации президента России и полпредства. Мнения сторон — в материале РИА ФедералПресс.
Ожидания, что повторное первое заседание законодательного собрания Нижегородской области, назначенное на 11 октября 2016 года, состоится, депутаты выразили после собрания оргкомитета, который тогда выработал рекомендации для комиссии, которая будет вести подсчет депутатских голосов после тайного голосования за председателя, вице-спикеров и члена Совета Федерации от законодательной власти региона. Счетная комиссия, сформированная из семи депутатов, представляющих все четыре партии, представленные в заксобрании, рекомендации учла, голосование было организовано в зале заседаний, там же выдавались бюллетени, были размещены кабинка и ящик для голосования. Требования о прозрачности процедуры голосования ранее озвучивала группа депутатов, сформировавшаяся вокруг избранного в заксобрание бывшего главы Нижнего Новгорода Олега Сорокина.
В достижении консенсуса имело значение и внимание со стороны аппарата полпреда президента РФ в ПФО и администрации президента России, представители которых встретились с депутатами заксобрания. Коммунист Владислав Егоров рассказал РИА «ФедералПресс», что взаимодействие с ними было большей частью неформальным общением. «Не было ни давления, ни посулов, был такой, может быть, первый опыт хорошего диалога между законодательной властью и исполнительной, потому что это администрация президента. Очень хотелось бы, чтобы в этом диалоге участвовали и другие стороны — и правительство области, и правоохранительные структуры, и самое главное, чтобы при этом принимались не какие-то директивные решения, а проводились консультации, и после этого выражалась согласованная позиция», — сказал Егоров.
На пост председателя заксобрания была предложена только одна кандидатура: фракция «Единая Россия» вернулась к принятому ранее региональной партийной конференцией решению о выдвижении Евгения Лебедева, который возглавлял областной парламент прошлого созыва. В итоге за него отдали голоса 48 из 49 присутствовавших депутатов. Сам Лебедев заявил, что не считает решение партконференции и затем свой самоотвод ошибкой. «Если бы я не взял самоотвод, тогда мог бы получиться такой серьезный раскол. А этот маневр позволил провести серию переговоров, решить те вопросы, которые были у всех групп депутатов, договориться о каком-то, если хотите, перераспределении портфелей. В итоге эта система договоренностей позволила достичь нам, я считаю, абсолютного компромисса, когда были учтены интересы всех», — сказал избранный спикер.
Депутат добавил, что группе парламентариев, «имеющих собственное мнение», лично он ничего не обещал, кроме того, что постарается организовать работу этого созыва так, чтобы у каждого депутата была возможность работать с максимальной эффективностью. Лебедев допустил, что в дальнейшей работе заксобрания будут возникать спорные вопросы, необходимость нахождения новых компромиссов. «В этом трудность, но так даже интереснее», — сказал он.
Александр Табачников, которого фракция «Единая Россия» на своем заседании 3 октября поддержала в качестве кандидата на пост спикера, был выдвинут и поддержан в качестве заместителя председателя областного парламента. Кроме него заместителями стали Ольга Щетинина, Олег Сорокин и Владислав Егоров.
Смену кандидатур на пост спикера Сорокин прокомментировал следующим образом: «Если кто-то берет самоотвод — это его право. Если он потом его отзывает, он имеет такое же право, что и взять его. Для меня это не смешно, а в высшей степени серьезно, что человек, понимая, в какой ситуации он будет находиться, нашел в себе мужество это решение принять». Сорокин также подчеркнул, что кандидатура Лебедева не вызывала особых противоречий, а ввиду отсутствия альтернативных кандидатур является консолидирующей.
В Совет Федерации по итогам тайного голосования был делегирован Александр Вайнберг, который представлял законодательную власть региона в верхней палате российского парламента с июня 2011 года. Второй кандидат, Михаил Шатилов (ЛДПР), взял самоотвод, поскольку вошел в состав счетной комиссии.
Приволжский полпред Михаил Бабич, комментируя итоги первого заседания нижегородского заксобрания, высказал мнение, что депутатский корпус Нижегородской области стал по-настоящему политически зрелым, ответственным перед своими избирателями. «Сейчас, возможно, открыта новая политическая страница в работе законодательного собрания Нижегородской области. Надеюсь, что это приведет и к конструктивной работе между всеми ветвями власти: исполнительной, законодательной и городской», — сказал Бабич. Он отметил важность того, что в голосовании и в обсуждении принимали участие представители всех политических партий. «То есть это такой общий политический консенсус, который достигнут в Нижегородской области», — подытожил он.
Мнения политологов между тем разделились. Евгений Семенов полагает, что разрешение конфликта в областном парламенте является ярким знаком того, что в регионе положен конец политическим интригам, а победа остается за федеральным центром. «Для того чтобы решить эту многолетнюю проблему, в ситуацию были вынуждены вмешаться новый куратор внутренней политики кремлевской администрации Сергей Кириенко и полпред президента России в ПФО Михаил Бабич. Для Кириенко решение серьезного конфликта в его родном регионе с опорой на полпреда стало первой значимой аппаратной победой. В данной ситуации выигрывает федеральный центр. Фактически губернатор теряет монополию на политическую власть, которая переходит к федеральной вертикали. Мы в течение года наблюдали, как региональные власти утратили контроль над городом, затем над отдельными ключевыми муниципалитетами, теперь возникли те же проблемы с законодательным собранием. Очевидно, что без вмешательства федерального центра ситуация бы не разрешилась», — считает Семенов.
Профессор Высшей школы экономики Сергей Кочеров, напротив, полагает, что Валерий Шанцев нашел выход из неприятной ситуации. «Удалось убедить Олега Сорокина, являющимся фактически лидером оппозиционной группы, в том, что нет нужды саботировать деятельность собрания, а лучше работать вместе», — считает он. Избрание Евгения Лебедева спикером Кочеров назвал победой главы региона. «Можно сказать, избрание Евгения Лебедева, тем более такое сокрушительное по результатам, означает победу Валерия Шанцева, но не только как политика, но и, на мой взгляд, как дипломата, потому что такие победы с таким счетом могут быть результатом только пакетного соглашения с оппозицией. Соглашения, которое, по всей видимости, учитывает и интересы меньшинства», — говорит Кочеров.
Политолог Александр Суханов считает, что единороссы смогли найти оптимальную фигуру по кандидатуре спикера, которая устроила практически всех депутатов, в том числе и депутатов от оппозиционных партий. По его словам опыт председательства Евгения Лебедева в заксобрании прошлого созыва показал отсутствие в его деятельности каких-либо конфликтов интересов. «Ему несвойственно участие в интригах. Пожалуй, главная черта его характера — бесконфликтность, умение сдерживать эмоции депутатов в обсуждении острых и неоднозначных вопросов. Все это позволило предыдущему составу регионального парламента, при всей его политизированности, в целом вырабатывать решения, позволяющие нашему региону сохранять положительные тенденции развития в тесном взаимодействии с правительством области», — говорит политолог.
Кризис в нижегородском заксобрании