Министерство финансов РФ 12 октября опубликовало проект госбюджета до 2019 года. Вопреки ожиданиям, вместо однолетнего бюджета Минфин все-таки оставил в силе трехлетнее планирование. Планируется, что в Госдуму проект будет внесен 28 октября. Политика Минфина по-прежнему консервативна – потуже затянуть пояса предлагается чиновникам, правоохранительным органам и даже военным. Однако продуманность мер Минфина в части пополнения доходов казны вызывает у экспертов сомнения. Подробности – в материале «ФедералПресс».
Реперные точки
Бюджет-2017 был сверстан исходя из объема внутреннего валового продукта (ВВП) в 86,806 трлн рублей. Планируется, что к 2018 году объем ВВП составит уже 92,296 трлн рублей, в 2019 году – 98,86 трлн рублей.
Параметры рассчитаны из темпов инфляции в 4 % на протяжении всех этих лет, что соответствует текущему темпу по итогам девяти месяцев 2016 года. Для сравнения – по данным Росстата, в 2014 году уровень инфляции в стране составил 11,4 %, в 2015 году – 12,9 %.
Предполагается, что доходы госказны в 2017 году составят 13,437 трлн рублей – всего на 0,5 % выше уровня, ожидаемого к исполнению в текущем году. На трехлетнюю перспективу правительство планирует увеличить объем доходов уже на 11,07 %, или на 1,4 трлн рублей. Однако по отношению к ВВП этот показатель будет снижаться: если в 2017 году уровень доходов бюджета по отношению к валовому продукту составит 15,37 %, то в 2018 году уже 15,1 %, и 15 % в 2019 году. По данным Росстата и Федерального казначейства, в докризисном 2013 году этот показатель составлял 19,7 %.
При формировании расходной части бюджета в планировании Минфина явно прослеживается тенденция к секвестированию: если по сравнению с ожидаемым исполнением бюджета в этом году сокращение расходов составит 2,7 %, то к 2019 году планируется урезать расходную часть уже на 4 % (на 669 млрд рублей).
Дефицит бюджета
Бюджет на 2017 год сверстан с дефицитом в размере 2,745 трлн рублей, что составляет 3,15 % от ВВП. На 2018 год дефицит планируется сократить до 2,15 % от ВВП (до 1,989 трлн рублей), к 2019 году уровень планируется снизить до 1,15 % ВВП – 1,139 трлн рублей.
Финансировать практически половину дефицита (1,151 трлн рублей, или 42 %) правительство планирует за счет средств Резервного фонда, после чего фонд будет исчерпан, говорится в проекте. Еще 659 млрд рублей дефицита будет покрыто из Фонда национального благосостояния (ФНБ) в 2017 году, и в 2018–2019 годах – 138 трлн рублей.
Госдолг государства
Верхний предел внутреннего госдолга Российской Федерации на 1 января 2018 года планируется на уровне 10,352 трлн рублей, на 1 января 2019 года установлен в размере 11,581 трлн рублей. Предполагается, что на 1 января 2020 года он вырастет до 12,788 трлн рублей.
При этом ежегодно с 2017 по 2019 годы планируется привлекать внутренние заимствования с помощью государственных ценных бумаг на сумму 1,05 трлн рублей. Верхний предел внешнего госдолга Российской Федерации на 1 января 2018 года составит 53,6 млрд долларов или 48,7 млрд евро, на 1 января 2019 года – 52,8 млрд долларов США, или 48 млрд евро. На 1 января 2020 года госдолг в долларах вырастет до 53,6 млрд долларов США, или 48,7 млрд евро.
По данным ЦБ РФ на 1 октября этого года, объем международных резервов России составляет 397,7 млрд долларов США (в том числе 332,23 млрд долларов валютных резервов, еще 65,512 млрд – в монетарном золоте).
Направления финансирования
Согласно проекту, в структуре расходов федерального бюджета на 2017–2019 годы доля засекреченных расходов составит 18 %, при этом открытые расходы бюджета составят 13,31 трлн рублей.
Вырастут в структуре расходов бюджета только траты на социальные обязательства: в 2017 году расходы на социальную политику составят 5,07 трлн рублей, тогда как в 2016 году финансирование этой графы бюджета составляло 4,45 триллиона рублей. На 2018 и 2019 годы заложены 4,96 трлн рублей и 5,05 трлн рублей соответственно.
При этом на традиционно самый крупный блок социальных обязательств, пенсионное обеспечение, заложены 3,63 трлн рублей (против 3,07 трлн в 2016 году, рост на 18 %).
Расходы на здравоохранение, по данным Минздрава РФ от 17 октября, повысятся в 2017 году на 6 % и составят 3,035 трлн рублей. В 2018 году прогнозируемый прирост составит 8,8 % (3,3 трлн рублей), в 2019 году показатель повысится на 7,6 % и составит 3,5 трлн рублей.
Расходы на общегосударственные вопросы в ближайшие три года планируется плавно снизить – с 1,17 трлн рублей в 2017 году до 1,115 трлн рублей в 2019 году (снижение на 4,7 %). При этом их доля в общих расходах страны стабильно останется на уровне 7 %.
Расходы на национальную оборону по сравнению с 2016 годом сократятся на 5,5 % – Минфин заложил в проекте бюджета 1,004 млрд рублей против 949 млрд рублей. Расходы на национальную безопасность и правоохранительную деятельность сократятся на 3,3 % – 1,27 трлн рублей против 1,314 трлн рублей в текущем году.
Мнения экспертов
Валерий Рашкин, депутат Госдумы РФ:
«За тот бюджет, который есть сейчас, мы, конечно же, голосовать не будем. Он корнает все расходные части, кроме оборонки и закрытой части [расходов]. В целом уменьшение составит от 10 до 15 процентов. Какой здравый депутат может голосовать за такой бюджет? Его доходная и, естественно, расходная часть и так съежились за последние пять лет, как шагреневая кожа. Вместо того чтобы думать, как наполнить бюджет, думается, как сократить расходную часть. Особенно его социальную составляющую – образование, здравоохранение, льготы, пенсионные и ветеранские [выплаты]. Мы не видим тенденции работы правительства на то, чтобы в ближайшее время выйти из этого тупика и работать над наполняемостью». Подробнее...
Константин Андрианов, академик РАЕН, заместитель председателя отделения «Ресурсосбережение и возобновляемая энергетика» РАЕН:
«У нас таятся колоссальные резервы в оптимизации таможенных сборов и платежей. Ежегодно федеральный бюджет недополучает порядка 2,5 трлн рублей от отсутствия должного сбора таможенных платежей. Вместе с тем данная сумма в случае оптимизации позволила бы практически полностью профинансировать дефицит бюджета. Кроме того, колоссальные резервы заключены в сокращении объема госзакупок. Ежегодно объем госзакупок составляет примерно 40 трлн рублей. Если этот объем сократить всего лишь на 6 процентов, это позволит полностью уйти от бюджетного деффицита. Вместе с тем необходимо, особенно в нынешних условиях, обратиться к прогрессивной шкале налогообложения. Как минимум к повышению НДФЛ для сверхбогатой части населения. Это, во-первых, таит в себе существенный резерв повышения доходной части бюджета и гораздо больше, чем предусмотренные Минфином налоговые меры, и вместе с тем рост обеспечения социальной справедливости». Подробнее...
Константин Колташев, руководитель Центра экономических исследований ИГСО:
«Я считаю, что военные расходы в России не завышены. Занижены государственные расходы. Государство не стимулирует экономический рост и не увеличивает доходную часть бюджета – то, что оно должно было бы сделать за счет роста экономики. Вместо этого оно пытается увеличить поступления в бюджет за счет роста налогов. В итоге получается очень странная система: военные расходы значительные, социальные расходы сокращаются и одновременно с этим повышаются налоги для населения. Все это внушает россиянам новое восприятие своей страны, поскольку, вообще-то говоря, это поведение оккупационного правительства. […] Экономическая политика не меняется. «Давайте пересидим кризис» – вот основная идея. Пересидим, переждем, сократим расходы, подожмемся, и все будет хорошо. Это та практическая доктрина, с которой мы имеем дело». Подробнее...
Фото: polytika.ru