В Краснодарском крае идет активная подготовка главного финансового документа региона на следующий год. Проект нового бюджета должен быть рассмотрен на очередной сессии заксобрания. Пока еще документ не доступен для ознакомления, но ранее глава края Вениамин Кондратьев заявлял, что в 2017 году необходимо сохранить социальную направленность бюджета края и сделать его «бюджетом экономического развития». Поделиться своими прогнозами по поводу финансового документа, а также взглядами на нюансы его наполнения и исполнения РИА «ФедералПресс» попросил директора Института экономики, управления и бизнеса КубГТУ, профессора Александра Полиди:
«Что можно сказать уверенно о бюджете уже сейчас? Вероятнее всего, он сохранит свою социальную направленность. Естественно, что сегодня власть выбирает в пользу социальной защищенности населения, а не в пользу ускоренного развития. Поэтому я думаю, что удельный вес бюджетных расходов на социальную сферу останется на уровне прошлого года (а, возможно, и превесит его).
Также я уверен, что будет расти собираемость налогов. На это влияет как происходящее на Кубани улучшение администрирования, так и определенная выгодность и удобство уплаты налогов. Ведь сегодня этот процесс более технологичен и менее проблематичен, чем ранее. Уверен, что увеличится как общий объем налоговых поступлений, так и собираемость налогов как таковая.
Чтобы в следующем бюджете хотел увидеть лично я? Прежде всего – более четкого прописывания краевых целевых программ и более выраженной их адресной направленности в сторону стимулирования экономического роста. А не распыления бюджетных денег по принципу «каждой сестрицы по серьге». Считаю, что в тех жестоких бюджетных ограничениях, в которых мы оказались, самое главное не раздавать деньги, а четко сформулировать несколько приоритетов и на их основе делать бюджетное финансирование.
И эти приоритеты должны быть рассчитаны не столько на скорый возврат в виде налогов, сколько на то, чтобы создать синергетический эффект в экономике. Нужно стимулировать те отрасли, которые станут генераторами экономического роста. Такими переговорными (т.е. согласовательными процессами) можно было бы привлечь сюда часть.
Кроме того, хотелось бы, чтобы новый бюджет опирался на стратегические документы. То есть, чтобы была создана социально-экономическая стратегия, которая бы приоритизировала то, что хочет видеть сегодня государство. Ведь сегодня финансирование из бюджета идет не на математически выверенное и согласованное между держателями интересов видение будущего. В большей степени – это, так сказать, субъективно-влиятельный документ. Какие группы более влиятельны и активны в сфере лоббирования, те в большей степени и отражают свои интересы в бюджете. А хотелось, чтобы бюджет опирался именно на документы стратегического характера.
Серьезность расходов будет завесить от того, насколько эти самые расходы спланируются сейчас. Но говорить о качестве планирования можно тогда, когда есть четкое понимание приоритетов. Пока же наш бюджет – это попытка удовлетворить интересы тех, кому деньги краевой казны нужны с точки зрения власти (а не определенных приоритетов планирования). Здесь можно угадать, а можно и не угадать. Как всегда, в ручном управлении присутствует элемент субъективизма.
Что касается госдолга... Поскольку регион имеет очень солидный (я бы даже сказал, критически значимый) уровень госдолга, то понятно, что власть продолжит предпринимать меры по его обслуживанию и сокращению (через погашение, рефинансирование и т.д.). Это – однозначный приоритет, от которого деваться просто некуда. Если его не обслуживать, или обслуживать некачественно, то край ждет потеря рейтинга и снижение кредитоспособности региона на будущее. Но я думаю, что Краснодарский край усилит свою активность по получению федеральных субсидий, которые выделяются центром для регионов, достигших успеха в определенных отраслях (например, в сфере экономического роста).
Кроме того, я думаю, что государство заложит в бюджет такие нормы, которые будут направлены на стимулирование малого и среднего бизнеса. И мне кажется, что тенденция ухода от безвозвратных субсидий к возвратным льготным бюджетным кредитам для малого бизнеса будет продолжена.
При этом не стоит забывать, что самый лучший источник увеличения бюджета – это экономический рост. Это данность. Если Краснодарский край с помощью своих внутренних регулятивных инструментов и реализации собственной экономической политики обеспечит экономический рост, то налоги вырастут сами собой. Это самый очевидный, но самый сложный и трудный путь.
«Любая управленческая неточность или просчет вредят экономике Кубани»
Второй источник, который может быть задействован для пополнения бюджета – переговорный. Чтобы компании, которые сегодня платят в других регионах, но имеют в крае интересы и большие доли бизнеса, перенесли свои налоговые выплаты в региональный бюджет. Например, основная активность «Базового элемента» лежит в других регионах, но НДФЛ владелец корпорации Олег Дерипаска платит здесь. Такими вот переговорными (т.е. согласовательными процессами) часть бизнеса можно было бы перевести сюда.
А третьим источником доходов могла бы стать приватизация. И понятно, что государственные компании всегда менее эффективны, чем частные. Это – аксиома! Сейчас приватизации идет и на федеральном уровне (например, в планах продажа пакета акций «Роснефти»).
Но я бы говорил не только о том, чтобы собрать доходы. Нам также нужно оптимизировать расходы. Оптимизация государственных расходов – это непаханое поле. Причем речь не идет о бездумном сокращении. Бюджетные расходы часто бывают чудовищно неэффективны. И их чудовищная неэффективность – одно из направлений для того, чтобы сбалансировать краевой бюджет. Необходимо создать стратегический план и под него прописать краевые (или муниципальные) целевые программы. И когда они будут прописаны, а на руках у нас будет их оцифровка (будет понимание, что они за собой влекут и с чем это связано), то тогда у нас многое станет на свои места.
В противном случае, у нас будет повторяться ситуация, как, например, с троллейбусами в нашем Краснодаре. За десять лет здесь понастроили кучу троллейбусных линий, которые не эксплуатируются или крайне убыточны. В итоге десятки миллионов рублей оказались зарыты в столбы и провода. Это тоже свидетельство того, что проблема не только в доходах, но и в эффективности расходовании бюджетных денег».