Сергей Кириенко изменит систему контроля за губернаторами. Ответственным за мониторинг региональных проблем станет начальник Управления президента по внутренней политике Андрей Ярин, которому будет подчиняться реформированный институт кураторов. Подробности – в материале «ФедералПресс».
Куратор 2.0
Обновленную систему надзора за территориями в Управлении внутрннй политики АП пперезапустят к началу 2017 года, рассказывают источники «ФедералПресс». Полномочия кураторов будут существенно расширены: приезжая на территорию, он будет первым делом встречаться с губернатором и главным федеральным инспектором, общаться с замом губернатора по идеологии или при особой необходимости запрашивать встречу с представителем президента. По отдельному графику будет строиться работа с местными элитами, силовыми структурами, политологами, журналистами. Формат, таким образом, имеет общие черты с тем, что существовал в период «нулевых», то есть в «сурковский период».
«У меня было около 30 кураторов, если точно, – 26, – рассказывает политолог Андрей Колядин, заставший «золотую эпоху» кураторов (в 2009 году он стал начальником департамента региональной политики УВП). – Соответственно, у каждого [в зоне ответственности] было от двух до четырех территорий – в зависимости от типа. Например, могло быть три спокойных [области] и одна проблемная».
Структура есть, кураторов еще ищут
Предполагается, что в выстроенной Сергем Кириенко структуре ответственным за региональную политику станет начальник Управления президента по внутренней политике Андрей Ярин (ранее этим занимался один из заместителей Татьяны Вороновой; теперь должность будет упразднена). Территории для контроля разделят по границам федеральных округов, которые будут объединены парами в четыре департамента: ЦФО + СЗФО, ЮФО + СКФО, УРФО + ПФО, СИБФО + ДФО. Численность сотрудников департамента будет составлять от четырех до шести человек, в зависимости от территории, а руководитель персонально будет курировать наиболее сложные регионы.
Новая структура еще не сформирована, идет поиск советников департамента управления внутренней политики и, в некоторых случаях, глав департаментов. Например, вакантна должность руководителя департамента по взаимоотношениям с регионами УрФО и ПФО, знает собеседник «УралПолит.Ru».
Институт кураторов, или ответственных за территории, существовал со времен СССР. Тогда это были наблюдатели по линии ЦК КПСС, за 15 союзных республик отвечал 121 специалист, вспоминает экс-чиновник, хорошо знакомый со структурой контроля за деятельностью регионов. Развитие института связывают с эпохой «девяностых», и к 1999 году, когда Владислав Сурков стал заместителем руководителя Администрации президента именно эта сила играла роль «вертикали власти», которая существовала в условиях самостоятельности, а порой и самовольности губернаторов. В 2012 году первым заместителем руководителя АП стал Вячеслав Володин. С его подачи в регионах стали появляться вице-губернаторы по внутренней политике, одной из ключевых задач которых стало как раз согласование с центром решений региональной власти. Число кураторов уменьшилось, они стали превращаться в кабинетных работников. Девальвировался и статус куратора. «Представителями Администрации президента» стали называть себя эксперты околокремлевских фондов и исследовательских центров и даже отдельные политологи. Доходило до того, что у нового человека, который называл себя куратором, в регионе требовали бумагу с гербовой печатью.
Наблюдатель? Разведчик? Демиург?
Работа «на земле» будет связана с простраиванием потерянных отношений с местными элитами. «Если ты вырываешься в регион, то там знакомишься не только с губернатором, но и с какими-то чиновниками, которые в обмен на хорошее отношение поставляют тебе некую информацию о том, что реально происходит в субъекте. Если тебе удается обрасти связями, то во время очередного приезда в регион, ты уже сам вносишь корректировки в программу визита, подготовленную администрацией губернатора», – уточняет детали работы куратора политолог Дмитрий Журавлев. – Региональная элита мала, прекрасно спаяна, и она не любит выносить сор из избы. Но всегда найдется какой-нибудь обиженный начальник отдела, который считает, что он мог бы быть вице-губернатором, но его не оценили. Езди, общайся, пей чай с людьми, разговаривай о политической ситуации, а желающий «настучать» сам найдется».
Возвращение к уровеню влияния, который он имел в «нулевые» годы имет важно значение для института кураторов. Директор центра политического анализа, политолог Павел Данилин вспоминает, что в «сурковский период» «куратор был царем и Богом в своем регионе». «На одного куратора приходилось по пять-семь регионов, и куратор должен был быть в теме всего происходящего. Довольно-таки тесными были связи между кураторами и региональными властями: ежедневный созвон. Если давались какие-то поручения руководством Администрации президента, куратор должен был исполнить их днем и ночью. Он мог позвонить ночью губернатору, передать ему поручение или дать втык. У кураторов были очень серьезные полномочия», – отметил Данилин.
Председатель Экспертного совета Фонда регионального гражданского общества, политолог Леонид Давыдов сомневается, что кураторы вернут себе прежний статус. «В значительной степени они были демиургами, когда не было системы заместителей по внутренней политике в регионах. Сейчас будет идти поиск нового баланса между местными операторами внутренней политики и кураторами».
Зреет война амбиций
Визиты представителей УВП в регионы начнутся уже в январе 2017 года. Собеседник «ФедералПресс» уточняет, что в первую очередь кураторы посетят территории, где пройдут выборы губернаторов. В списке Адыгея, Мордовия, Бурятия, Карелия, Томская, Саратовская, Ярославская, Белгородская, Новгородская, Рязанская, Калининградская, Кировскуаяю области; особое внимание будут уделяться потенциально проблемным: Свердловской области и Пермскому краю (находятся в зоне ответственности одного департамента), Севастополь.
Настоятельное требование Сергея Кириенко к кураторам вернуться в территории указывает на их новую роль в деле мониторинга регионов и угрожает войной амбиций на местах: схожие задачи уже выполняют вице-губернаторы по внутренней политике, главные федеральные инспектора, полпредства и вообще-то сами губернаторы.
Самые читаемые материалы 2016 года