На этой неделе свершилось самое долгожданное событие этого года. В течение всего 2016 года аналитики спорили и пытались спрогнозировать дальнейшую судьбу базовой ставки ФРС США. И вот, наконец, в среду было принято решение о ее повышении, более того, американский регулятор пообещал многократное повышение основной ставки в новом году. С чем связано ужесточение кредитно-денежной политики Федеральной резервной системы США и к каким последствиям это приведет – подробности в публикации РИА «ФедералПресс».
Эпохальное решение
Напомним, что очередное заседание Федрезерва США было запланировано на 14 декабря и главным его вопросом было ожидаемое рынком повышение базовой ставки, которая ни разу не повышалась на протяжении всего 2016 года.
Как ранее сообщало РИА «ФедералПресс», сам по себе факт повышения ставки ФРС особо никого не интересовал, поскольку финансовый мир уже заложил в ценах наибольшую вероятность этого события. Все внимание аналитиков и мировых инвесторов было приковано к сопутствующим комментариям представителей ФРС по итогам этого заседания. В итоге базовая ставка была увеличена на 25 базисных пунктов до целевого диапазона 0,5 %–0,75 %.
«Свершилось то, что не могло не произойти, так как вероятность увеличения учетной ставки, по данным Bloomberg, оценивалась практически в 100 %. Общее единодушие не смогли разрушить даже опасения относительно экономической политики нового президента США. Учетная ставка ФРС отныне определена в диапазоне от ½ до ¾ процента», – пояснил заведующий кафедрой финансового менеджмента Российского экономического университета имени Плеханова Константин Ордов.
По мнению эксперта, это эпохальное решение, которое ожидалось с начала 2016 года, подводит черту под политикой низких процентных ставок ФРС. В дальнейшем Федеральная резервная система США намерена продолжить работу в этом направлении, о чем говорят сопутствующие комментарии американских монетарных властей. В частности, повысив базовую процентную ставку, ФРС отметила тенденции расширения экономической активности умеренными темпами с середины года, дальнейшее улучшение обстановки на рынке труда за счет уверенного роста рабочих мест в последние месяцы и снижение уровня безработицы. Вместе с тем, представители Федрезерва констатировали, что за период между заседаниями комиссии семейные расходы продемонстрировали небольшое повышение, тогда как объемы инвестиционных вложений бизнес-структур остались слабыми.
При этом в опубликованном протоколе по итогам заседания американского Федрезерва были приведены несколько скорректированных по сравнению с сентябрьским совещанием прогнозных оценок ключевых макроэкономических показателей США. В частности, прогноз по росту ВВП в 2016 году был изменен до 1,8 %–1,9% (ранее 1,7 %–1,9 %), прогноз по росту ВВП в 2017 году составил 1,9 %–2,3 % (ранее 1,9 %–2,2 %), а прогноз по росту ВВП в 2018 году был скорректирован до 1,8 %–2,2 % (ранее 1,8 %–2,1 %). На этом фоне прогноз по уровню безработицы в США по итогам 2016 года составил 4,7 %–4,8 % (ранее 4,7 %–4,9 %), а прогноз по уровню безработицы в 2017 году был изменен до 4,5 %–4,6 % (ранее 4,5 %–4,7%).
«ФРС по-прежнему оценивает долговременные инфляционные ожидания как стабильные, а инфляция хоть и повысилась с начала 2016 года, но все еще остается ниже обозначенного ФРС в долгосрочном плане 2 %-го целевого уровня, частично отражая ранее произошедшее падение цен на энергоносители и удешевление импортных товаров в со стороны рынков существенно увеличилось, но все еще в недостаточн неэнергетическом сегменте. Компенсаторное же влияние на инфляциюой мере», – обращают внимание финансовые аналитики.
Как отмечают эксперты, теперь ФРС прогнозирует три повышения ключевой ставки в 2017 году вместо двух. «Глава ФРС назвала это «очень умеренной корректировкой». Впрочем, в сопроводительном комментарии регулятора все-таки было меньше ястребиных ноток, чем ожидалось, – уточнил в комментарии финансовый аналитик группы компаний «Финам» Тимур Нигматуллин. – С одной стороны, ФРС США заявила о том, что «отмечает расширение экономической активности умеренными темпами с середины года, дальнейшее улучшение обстановки на рынке труда за счет уверенного роста рабочих мест в последние месяцы и снижения уровня безработицы». С другой стороны, регулятор констатирует, что «за период между заседаниями комиссии семейные расходы продемонстрировали небольшое повышение, тогда как объемы инвестиционных вложений бизнес-структур остались слабыми».
Как следствие этого решения сразу после заседания ФРС индекс доллара взлетел на 1,5 %, хотя впоследствии скорректировался на 0,5%. На Московской бирже американский доллар в четверг вырос на решении ФРС на 2,4 % – до уровня 62,1 рубля за доллар и завершил торговую сессию на отметке 61,9 доллара за евро. При этом по состоянию на 10:23 мск четверга основная валютная пара евро – доллар упала до отметки 1,0488 доллара за евро, потеряв более четырех процентов. И уже к вечеру котировки американского доллара по отношению к евро взлетели до максимума с января 2003 года, достигнув уровня $1,039 за евро. При этом за два дня доллар США укрепил свои позиции по отношению к валютам развитых стран на 2–2,9 %.
«ФРС не только ожидаемо подняло ставку, но еще и донесло до рынков свои прогнозы на возможное трехкратное поднятие ставки в течение 2017 года. В таких условиях индекс доллара взмыл вверх, отправляя вниз цены на все номинированные в долларах активы», – подчеркнул начальник аналитического отдела ИК «Церих Кэпитал Менеджмент» Николай Подлевских.
Ужесточение денежной политики
Таким образом, Федеральная резервная система США не просто единоразово повысила базовую ставку, но фактически перешла к ужесточению кредитно-денежной политики.
«Опрос членов Федерального комитета по открытым рынкам подтверждает общее ожидание тренда на повышение учетной ставки в ближайшие три года. По итогам 2017 года ожидается повышение ставки до уровня 1,25–1,5 %, по итогам 2018 года ставка вероятнее всего составит 1,75–2 %, после чего в 2019 году она превысит 2,5 % и остановится ближе к 3 % в относительно долгосрочной перспективе, – отмечает заведующий кафедрой финансового менеджмента РЭУ им. Плеханова Константин Ордов. – Реалистичен ли такой план? Вполне. В США ожидается ставка безработицы на уровне 4,8 % при целевом показателе менее 5 %, рост реального ВВП темпами более 2 % в год, достижение целевого уровня инфляции в 2 % уже к 2018 году. Что интересно, несмотря на недостижение целевого уровня инфляции (в настоящее время она 1,5%), ФРС перешла к ужесточению денежно-кредитной политики, поскольку цель обеспечения высокого уровня занятости в экономики, формирующая двойной мандат ФРС, достигнута. Таким образом, мы видим классический пример антициклического управления экономикой, чего так не достает Центробанку России».
Напомним, что с конца 2008 по декабрь 2015 года базовая ставка ФРС оставалась низкой – на уровне 0,25 % годовых. Как уточняют эксперты, в дальнейшем экономика США позитивно отреагировала на повышение ставки до 0,5 %, и в настоящее время текущие котировки финансовых инструментов и валют вполне отражают это ожидаемое решение.
«Итоги заседания ФРС совпали с ожиданиями рынка: ставка повышена на 25 базисных пунктов, также планируется еще три повышения в следующем году. По факту это привело к росту доллара к основным валютам. На мой взгляд, ужесточение денежной политики США приведет к ослаблению валют развивающихся рынков, росту доходностей EM, что не очень позитивно. Подобную ситуацию мы видели после победы Трампа. Но что будет в дальнейшем, сказать трудно. Полагаю, что влияние ожидаемого повышения ставок ФРС на развивающиеся рынки будет ограниченным», – убежден старший трейдер по акциям банка «Зенит» Алексей Суров.
Между тем, большинство аналитиков подчеркивают, что несмотря на всю предсказуемость решения по повышению базовой ставки, ФРС все-таки смогла удивить финансовые рынки. «Регулятор не только ожидаемо увеличил ее до 0,75 %, но и анонсировал дальнейший рост в 2017 году три раза, а не два, как предполагал рынок. Более того, улучшил прогнозы на 2017 год по отношению к предыдущим своим взглядам. И по безработице – до 4,5 % против 4,6 %, и по росту ВВП – до 2,1 % против 2%. План по инфляции остался прежним – 1,9%, но он близок к цели 2%, которая будет достигнута в 2018 году. То есть, все основные параметры экономики США придут к оптимуму уже в следующем году, – пояснил в комментарии известный аналитик TeleTrade Марк Гойхман. – Такой редкостный для Федрезерва оптимизм не просто взметнул доллар до 102,5 пунктов по индексу доллара DX и доходность облигаций до 2,57 %. Это новогодний задел на продолжение роста гринбека в следующем году».
По мнению эксперта, последствия такой «ястребиности» Федрезерва на перспективу могут быть неоднозначными. «Это, конечно, удар по развивающимся рынкам и рисковым активам, вложения в которые становятся дороже. Это и негатив для американских экспортеров, а к ним относятся ведущие компании мира», – подчеркивает Марк Гойхман.
В свою очередь главный аналитик банка «ГЛОБЭКС» Виктор Веселов считает, что планы ФРС по трехкратному увеличению базовой ставки сократят покупки золота и перенаправят капитал на рынок инструментов с фиксированной доходностью. Как отмечает эксперт, цена золота устремилась вниз на 2,2 % – до $1138 за унцию на фоне увеличения верхнего уровня процентной ставки Федеральной резервной системы.
Давление на Россию усилится
Как и ожидалось, сразу после заседания ФРС США рубль оказался под некоторым давлением по отношению к доллару и даже успел добраться до первой цели коррекции в районе 62. «Ключевым негативом по итогам заседания американского регулятора стали прогнозы по повышению ставок в следующем году. ФРС неожиданно запланировал на 2017 год целых 3 подъема ставок с целью 1,4% против 1,1% ранее, – поясняет аналитик компании «БКС Экспресс» Иван Копейкин. – Такое решение, безусловно, является умеренным негативом для валют развивающихся стран. Здесь привлекательность доллара создает, как возможное возвращение инвестиций в страну в более существенном размере, так и меньшие заимствования со стороны иностранных компаний и в том числе из развивающихся стран. Впрочем, прогнозы по повышению ставок все-таки изменились не очень значительно, относительно ранее сделанных. Поэтому давление на такие валюты как рубль также будет, вероятно, не очень существенным. При прочих равных не жду изменения российской валюты более чем на 1–1,5 % за ближайший год от данного фактора».
М
Однако далеко не все эксперты разделяют этот оптимизм. «В данной связи резких колебаний ждать не стоит, но к чему ведет ужесточение монетарной политики и как это может отразится на России – вопрос не тривиальный. В зависимости от частоты повышения учетной ставки вложения в долларовые финансовые инструменты будут становиться более выгодные, что создаст давление на рубль и российской фондовый рынок в целом, – прогнозирует эксперт Константин Ордов. – Естественно, повышение ставки направлено на охлаждение американской экономики, но анонсированная налоговая реформа поддержит финансы корпораций и, скорее всего, мы сможем наблюдать парадоксальную на первый взгляд картину, когда рост стоимости кредитных средств не будет мешать росту ВВП и капитализации компаний, тесно связанных с американской экономикой, а российский фондовый рынок будет находиться на периферии движения основных инвестиционных потоков».
По его мнению, Центробанка РФ потерял крайне ценное время и попал в ловушку, когда снижение инфляции на фоне роста доходности иностранных финансовых инструментов не даст возможности существенно снизить российскую ключевую ставку, опасаясь резкого ослабления рубля, что снова может подогреть инфляционные ожидания. Это самая большая проблема, так как стоимость кредитов в России измеряется двузначными цифрами, а в США и Европе может быть ниже 5 %. Как отмечает заведующий кафедрой финансового менеджмента РЭУ имени Плеханова Константин Ордов, особенно заметным влияние роста учетной ставки ФРС станет после превышения ею уровня 1–1,5 %.
«Сможем ли мы наблюдать снижение ставок по кредитам в России? В условиях высоких ставок развиваться может только экспортный бизнес, который у нас представлен в основном сырьевыми компаниями. Отсутствие достаточной диверсификации экономики приводит к существенной зависимости от внешних конъюнктурных факторов», – подчеркивает эксперт.
Напомним, что сегодня – 16 декабря, также должно состояться очередное заседание Центробанка России, от которого аналитики не ждут особых новогодних сюрпризов, хотя исключать ничего нельзя.
Как отмечают эксперты, к 12 декабря этого года темпы инфляции в России годовом выражении замедлились до 5,6 % против 6,2 % к моменту предыдущего заседания ЦБ РФ от 28 октября. «Текущий уровень инфляции соответствует прогнозу регулятора на конец 2016 года (5,5–6 %). Тем не менее, совсем недавно ЦБ отмечал, что ценовое давление остается повышенным и имеются риски «зависания» инфляции на уровне 5 %, в том числе, в связи с нестабильностью инфляционных ожиданий населения», – уточняют аналитики ИК «ВЕЛЕС Капитал».
При этом финансовые эксперты обращают внимание на то, что с момента последнего заседания ЦБ рубль чувствовал себя весьма уверенно, получая поддержку с нефтяного рынка, где цены росли на соглашении о сокращении добычи нефти участниками ОПЕК и странами, не входящими в картель. Однако положительный эффект для рубля от данного события может быть сведен на нет ужесточением политики ФРС.
«Обещания американского регулятора повысить процентную ставку три раза вместо двух в 2017 году вкупе с неопределенностью в отношении экономической политики нового президента США могут заставить российского регулятора сохранять выжидательную позицию в течение более длительного срока», – опасаются аналитики компании «ВЕЛЕС Капитал».
Причем конец года российские банки будут завершать в «пограничных» условиях между дефицитом и профицитом ликвидности. Эксперты отмечают, что сохраняющийся приток бюджетных средств в значительно мере «съедается» крупными погашениями по депозитам Федерального казначейства и оттоком ликвидности по каналу наличных денег в преддверии праздников.
«Тем не менее, уже в начале первого квартала 2017 года Банк России по-прежнему ожидает переход к устойчивому структурному профициту ликвидности в банковском секторе. В этом случае операции регулятора на денежном рынке могут приобрести еще более выраженный абсорбирующий характер, – убеждены аналитики компании «ВЕЛЕС Капитал». – Так было в первой половине ноября впервые с 2011 года, когда кратковременно сформировался структурный профицит ликвидности, и ЦБ отреагировал существенным повышением объема лимита по депозитным операциям, целенаправленно поддерживая межбанковские ставки выше уровня ключевой ставки. От сегодняшнего заседания мы не ожидаем позитивных сюрпризов, ни в виде улучшения риторики ЦБ, ни, тем более, в виде снижения ставки».
С ними солидарны и другие финансовые эксперты, которые также не ждут новогодних подарков от Банка России.
«Шансы на изменение процентных ставок на текущем заседании крайне малы, однако после заметных движений на рынках и замедления темпов инфляции есть некоторая вероятность, что риторика регулятора может претерпеть некоторые изменения, – подчеркивает ведущий аналитик «Промсвязьбанка» Михаил Поддубский. – Отметим, что опыт прошлых заседаний ЦБ РФ на горизонте этого года говорит о, как правило, ограниченном влиянии итогов заседания на валютный курс. Наш базовый сценарий не предполагает серьезного изменения риторики, соответственно большого влияния на курс рубля от итогов заседания мы, скорее, не ожидаем».
Эксперты подчеркивают, что главным приоритетом российского мегарегулятора остается достижение и удержание инфляции на отметке 4 % годовых, поэтому рассчитывать на первое после затянувшегося перерыва смягчение процентной политики можно будет лишь при устойчивом уровне инфляции хотя бы вблизи этого стратегического уровня – 5 % годовых и ниже. «И даже в этом случае мы не исключаем, что смягчение процентной политики Банка России может ограничиться лишь минимальным шагом – снижением ключевой ставки не более, чем на 0,25 процентных пункта», – прогнозируют аналитики ИК «ВЕЛЕС Капитал».