Россиянам хотят открыть широкий доступ к знаниям и культурным ценностям в интернете. Уже в апреле следующего года в стране будет запущена Федеральная резервная система банков знания. За сложной формулировкой скрывается простой принцип. Авторы идеи обещают обеспечить надежное хранение произведений и их легальное использование в гражданском обороте. Удастся ли разработчикам сказать новое слово в массовой коммуникации или проект рискует банально стать очередным хранилищем данных, – в материале «ФедералПресс».
По старым лекалам
Российская система авторского права сегодня испытывает кризис жанра: жесткие нормы, некоторые из которых уходят корнями в советское прошлое, не дают возможности перевести многие, в том числе известные, авторские произведения в категорию общественного достояния. По закону это возможно только после того, как истекает срок действия исключительного права. В свою очередь, исключительное право действует на протяжении всей жизни автора и еще 70 лет после смерти, считая с 1 января года, следующего за годом смерти автора (п.1 ст. 1281 ГК РФ). На практике ограничения выходят далеко за рамки этого принципа. «Если автор произведения работал во время Великой Отечественной Войны или участвовал в ней, то добавляется еще четыре года. Это льгота, которую получают внуки или правнуки, – рассказал в беседе с «ФедералПресс» исполнительный директор «Викимедиа РУ» Станислав Козловский. – Представляете, если человек воевал и умер в 90-е годы, то должно пройти 70 лет, плюс еще четыре года – 2068 год [будет временем перехода в общественное достояние]. Казалось бы, ерунда. Но из-за этого просчитать срок перехода невозможно».
Отдельную сложность представляет категория так называемых сиротских произведений, авторы которых неизвестны. Технически использовать, а также хранить такие произведения в электронном фонде библиотеки или архиве на законных основаниях невозможно, поскольку для этого требуется получение лицензии – разрешение правообладателя (автора, издателя и т.д.). В результате рукописи, фотографии, аудиозаписи и другие материалы вынуждены храниться на первоначальном носителе и рискуют быть утраченными. По словам Станислава Козловского, многие положения российского авторского права сегодня базируются на принципах Бернской конвенции по охране литературных и художественных произведений, принятой еще в 19 веке. В условиях цифровой эпохи они безнадежно устарели.
«Серая зона» культурного достояния
Последствия пробелов в законодательстве ощутимы не только для авторов произведений, но и для аудитории. В частности, существует внушительный список российских авторов, чьи произведения доступны за рубежом, однако приобрести их на легальной основе в нашей стране не представляется возможным. Таким образом, российское культурное наследие продолжает прибывать в так называемой «серой зоне». «Издатели в России предпочитают переиздавать то, что они переиздавали 10 лет назад. Они поняли, что это продается и будут их дальше переиздавать. А то, что есть хорошие книги в 20-х годах, в 60-х годах, в 19 веке [остается вне поля их интересов]. […] На минуточку, кроме Пушкина, Достоевского и Толстого в нашей стране были еще писатели, которых можно было бы переиздавать», – заявил исполнительный директор Ассоциации интернет-издателей Владимир Харитонов на пресс-конференции в ТАСС. По его словам, издателей тоже можно понять: они не хотят рисковать вложенными деньгами и предпочитают действовать наверняка. «Если они так боятся, то может быть, есть смысл создать механизм, который был бы более эффективен для того чтобы насытить наше культурное пространство теми книгами, которые уже нет смысла использовать коммерчески. Главное начать это делать», – убежден эксперт.
Название одно, предназначение разное
Расширить доступ россиян к информации и культурным ценностям с одной стороны, и мотивировать авторов размещать свои произведения в открытом доступе с другой, предлагают создатели Федеральной резервной системы банков знания. Идею реализует Ассоциация интернет-издателей при поддержке Администрации Президента РФ. Авторы надеются, что система позволит размещать качественные и лицензионные произведения авторов в публичном доступе. При этом вся опубликованная информация будет бесплатно хранится на специальных серверах в трех резервных копиях, что позволит обезопасить ее от утери. Сформировать информационную инфраструктуру должны крупнейшие русскоязычные проекты, работающие с информацией в режиме открытого доступа (электронные хранилища «КиберЛенинка», «Библиотека Максима Машкова», «Викитека», «Вернский» и др.). Президент Ассоциации интернет-издателей Иван Засурский проводит аналогию между новой разработкой и ФРС США. Разница лишь в том, что в случае с отечественным проектом объединяются не коммерческие банки, а банки знаний. «Они встретились и договорились о том, что вместе будут определять политику доступа к информации и обеспечивать ее надежное хранение таким образом, чтобы она никогда не пропала», – пояснил он.
По задумке создателей, каждый документ, который поступает в резервные банки знаний, проходит через идентификацию. Информация об этом файле вносится в реестр, а также сохраняется как минимум на трех резервных копиях, которые находятся в разных местах. При этом реестру известно об их местонахождении, поэтому если с одной из копий что-то случается, он всегда может сравнить ее по двум оставшимся и восстановить этот файл.
Реестр произведений будет поделен на несколько разделов: общественное достояние, охраняемые произведения, сиротские произведения и открытые лицензии. В Ассоциации поясняют, что на данный момент зарегистрировано более миллиона произведедалний. На первом этапе основными типами файлов, представленными в системе, будут научные публикации и учебные работы, художественные произведения и публицистические статьи. В дальнейшем ФРС будет расширяться за счет новых участников, поэтому в скором времени в ней могут появиться фотоматериалы, музыкальные файлы и кинофильмы.
В перспективе реестр сможет искать авторов сиротских произведений. Предполагается, что произведение предварительно будет включено в реестр, однако его автор имеет право в любой момент идентифицировать себя. «Там есть в том числе механизм арбитража, есть информация о произведениях, подозреваемых в сиротских. Механизм простой: человек может прийти и сказать, что это его произведение, и мы зря записали его в сиротские. Нет никаких препятствий», – рассказал Иван Засурский. При этом президент Ассоциации интернет-издателей напомнил об уголовной ответственности за присвоение чужого произведения.
«На год-полтора ресурсов достаточно…»
Проект готовится к запуску в апреле 2017 года. По словам исполнительного директора Национального электронно-информационного консорциума Александра Кузнецова, релиз системы не потребует привлечения дополнительных технологических мощностей: «Сказать, что мы изобретаем что-то принципиально новое и используем совершенно новые технологии, мы не можем. Пока тот объем информации (мы говорим о нескольких миллионах документов) вполне сопоставим с тем, что мы имеем, и никаких технологических прорывов не требуется». По мнению эксперта, главная задача сегодня – обеспечить рост массива данных в геометрической прогрессии. На год-полтора имеющихся ресурсов достаточно. Как дальше будет развиваться ситуация – станет известно по мере реализации ФРС, пояснил Александр Кузнецов. «Для нас и для коллег, я думаю, этот проект – некий челлендж. Потому что в какой-то момент возникла попытка объединить разноплановых специалистов в том, чтобы сделать единое целое. В этой синергии и есть основная соль проекта. […] Если собрались нормальные люди и хотят сделать нормальную систему, то она обречена на успех», – резюмировал он.
Фото: interesno.co