В конце уходящего года российским руководством был подписал закон о федеральном бюджете на период с 2017 по 2019 годы, который предварительно был одобрен Советом Федерации. Главной отличительной особенностью основного финансового документа страны стало то, что он – трехлетний, а не на один год, как это было ранее. При этом основное внимание экспертов сосредоточено на объемах бюджетного дефицита и способах его покрытия в условиях снижения цен на нефть и исчерпания Резервного фонда РФ. Подробности – в материале РИА «ФедералПресс».
Радужные ожидания
Напомним, что еще в начале октября Минфин России опубликовал официальный текст «Основных направлений бюджетной политики на 2017–2019 годы». Как ранее отмечали аналитики, ключевые детали этого документа были известны, однако есть несколько ключевых моментов, на которые стоит обратить особое внимание. В частности, в сценарии трехлетнего федерального бюджета Министерство финансов определило консервативную экономическую траекторию на ближайшие 2017–2019 годы как по нефти (Urals 40 долларов за баррель), так и по курсу рубля к доллару США (69,1 рубля за доллар).
Однако, по мнению экспертов, в таком сценарии практически отсутствует возможность для роста нефтегазовых доходов бюджета, поскольку цена за баррель нефти не растет ни в долларах, ни в рублях, находясь вблизи отметки 2 тыс. 764 рубля. «Для сравнения, в нашем базовом сценарии предполагается восстановление нефти марки Brent до уровня 62 доллара за баррель к 2018 году (+40 % в сравнении с базовым сценарием Минфина, вероятность реализации которого несколько снизилась в последнее время из-за сильного роста цен на нефть) и менее сильный рубль, благодаря которому увеличится и рублевая цена на нефть (приблизительно с 3 тыс. рублей в этом году до 3 тыс. 600 рублей в 2018 году)», – подчеркивают аналитики «Райффайзенбанка».
При этом в 2017 году эксперты финансовой группы «Райффайзен» прогнозируют укрепление нефтяных котировок на уровне 55 долларов за баррель. «Мы полагаем, что базовый сценарий Минфина является слишком консервативным, скорее всего, нефтегазовые доходы будут заметно выше, – отмечали осенью аналитики «Райффайзенбанка». – Если сохранить параметры трехлетнего бюджета в версии Минфина и использовать наш прогноз цен на нефть, ситуация окажется нереалистично позитивной. Бюджет будет практически сбалансированным в 2017 году (по нашим оценкам, первичный дефицит составит 0,2 трлн рублей против дефицита 2,3–2,4 трлн рублей по итогам 2016 года), а в 2018–2019 годы Минфин даже сможет пополнить резервы на 3,5 трлн рублей и на 2,1 трлн рублей соответственно. Столь радужная картина является следствием достаточно сильного допущения о том, что номинальные расходы бюджета удастся зафиксировать на уровне 15,8 трлн рублей».
Такой оптимизм сегодня разделяют и другие финансовые аналитики, которые, ко всему прочему, указывают на возобновление роста российской экономики в конце 2016 года.
«Во-первых, стоит отметить улучшение условий для финансирования бюджета. На ближайший год он сверстан из расчета $40 за баррель нефти. На текущий момент правительство пользуется более мягким сценарием цены за баррель выше $50 за баррель. Дополнительным источником доходов может стать рост экономики, который наметился в IV квартале этого года. Более того, уже в текущем году прибыль российских хозяйствующих субъектов выросла на 20 % в первые десять месяцев, что означает также повышение налоговых выплат, – пояснил в комментарии РИА «ФедералПресс» аналитик компании «Открытие Брокер» Андрей Кочетков. – Однако есть риск того, что может появиться соблазн повысить налоги. В целом, в бюджете имеются возможности для оптимизации расходов, что благотворно скажется на показателе дефицита. И, наконец, правительство все еще может осуществлять заимствования как на внутреннем, так и на внешнем рынках, поскольку долговая нагрузка государства остается низкой по сравнению с другими государствами. Но делать это стоит лишь при исчерпании резервов сокращения расходов. Дальнейшее повышение акцизов уже не принесет бюджету каких-либо преимуществ, так как загоняет существенные сегменты рынка в тень и повышает расходы на контроль собираемости».
К нему присоединяется и другой известный эксперт. «Дефицит бюджета – это нормальная ситуация, если экономика растет. Сейчас закладывается такой объем дефицита бюджета, а к концу года российская экономика может вырасти. Соответственно, можно будет собрать больше налогов и закрыть бюджетный дефицит за счет этого роста. Если же начнется стагнация, то это действительно будет проблемой, потому что дефицит бюджета придется закрывать за счет долга. Учитывая то, что в 2017 году ожидается рост экономики, по базовому прогнозу Центробанка, на уровне роста ВВП в пределах 1 %, думаю, что бюджетный дефицит это не такая уж большая проблема, – считает финансовый аналитик группы компаний «Финам» Тимур Нигматуллин. – Кроме того, я ожидаю, что удастся все-таки размещать внешний долг на мировых финансовых рынках, в частности, выпускать еврооблигации. Я думаю, что это позволит закрыть часть дефицита бюджета, несмотря на сокращения резервов. Плюс, думаю, что среднегодовая цена на нефть будет немного выше заложенной в бюджет – около 65 долларов за баррель к концу 2017 года. При этом средний уровень нефтяных цен будет около 60 долларов за баррель, если не будет никаких негативных новостей с точки зрения сокращения объемов мировой нефтедобычи. Хотя все зависит от размера дефицита бюджета, но с учетом перспектив заимствований в текущих экономических условиях это не проблема».
Тревожная реальность
По оценкам финансовых экспертов группы Nordea, в следующем году ожидается дефицит бюджета в объеме порядка 2,3 трлн рублей. При этом на 1 декабря 2016 года объем средств в Резервном фонде России сократился до уровня 2,03 трлн рублей и до конца декабря может уменьшиться еще. «Таким образом, дефицит бюджета в 2017 году уже не сможет быть полностью покрыт за счет расходования резервов», – обеспокоена главный аналитик группы Nordea Ольга Лапшина.
«Правительство не слышит регионы и подводит страну к бюджетному кризису»
Согласно основному бюджетному документу страны, в следующем году объем ВВП России должен составить 86,8 трлн рублей, а инфляция – 4%. В этом случае бюджет получит почти 13,5 трлн рублей доходов и сможет потратить 16,2 трлн рублей при дефиците 2,75 трлн рублей. Как ранее сообщало РИА «ФедералПресс», на портале правовой информации также опубликованы подписанные президентом РФ Владимиром Путиным законы о бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования (ФОМС), Фонда социального страхования (ФСС) и Пенсионного фонда России (ПФР) и ряд законов, связанных с федеральным бюджетом. В частности, действие закона о базовой стоимости необходимого социального набора приостановлено до 1 января 2020 года. Также была заморожена индексация материнского капитала, который также останется неизменным до начала 2020 года.
Но основной нагрузкой Минфина РФ остаются обязательства по рынку внешних заимствований. Хотя, как уточняют эксперты, пик платежей по внешним долгам уже пройден. «Тем не менее, локальные всплески возможны и далее в течение года. Погашения внешнего долга окажутся довольно существенными в марте 2017 года», – поясняет аналитик Ольга Лапшина.
При этом аналитики «Райффайзенбанка» обращают внимание на то, что инфляционные ожидания, хотя и продолжили снижаться (до 5,2 % в годовом исчислении, согласно расчетам ЦБ), по мнению регулятора, все еще остаются на повышенном уровне. «Цель по инфляции в 4 % по-прежнему видится большинству опрошенных недостижимой. При этом число респондентов, которые верят в стабильность инфляции, достигло максимума с начала 2014 года – 59 % опрошенных. Оценки потребителями текущей инфляции снижаются, следуя публикуемой Росстатом динамике. Исходя из недельных данных с 13 по 19 декабря, по нашим расчетам, цены замедлили рост в годовом выражении до 5,6% против 5,8 % по итогам ноября, – отмечают эксперты. – Однако ЦБ продолжает выражать обеспокоенность высокой инерцией инфляционных ожиданий, что и является одной из причин сохранения умеренно-жесткой монетарной политики. Впрочем, эта причина не единственная: траектория инфляции пока не обеспечивает достижения целевого уровня 4 % в годовом исчислении к концу 2017 года. Так, при сохранении текущих темпов роста цен (0,37 % в месяц с учетом сезонности) годовая инфляция, по нашим расчетам, может составить 4,5% г./г. По этой причине заметное снижение роста цен в последние месяцы – не повод для ЦБ возобновить снижение ставки в ближайшей перспективе».
В свою очередь главный аналитик группы Nordea Ольга Лапшина считает, что планируемые чистые размещения облигаций федерального займа (ОФЗ) в размере 1 трлн рублей и программа приватизации будут в существенной мере зависеть от внешней конъюнктуры. «В связи с этим, мы предполагаем, что курс рубля может быть ограничен в потенциальном укреплении в течение года. При этом ЦБ РФ может начать покупку валюты в резервы также при определенных условиях, так как в условиях наличия профицита ликвидности на рынке эмиссия рублей, которая возникнет в случае возобновления покупок, является нежелательным побочным эффектом от подобной политики», – убеждена Ольга Лапшина.
Занять нельзя планировать
По словам главы Минфина России Антона Силуанова, с 2019 года финансирование дефицита бюджета будет происходить за счет внутренних заимствований. «Мы в конце 2019 года прекратим использование резервов для финансирования дефицита. Мы сможем его финансировать за счет внутренних заимствований и доходов от приватизации», – заявил этой осенью Антон Силуанов.
Как сообщало РИА «ФедералПресс», сократить дефицит бюджета к 2019 году планируется до 1 %. По мнению господина Силуанова, это позволит обеспечить макроэкономическое равновесие, снизить инфляцию и процентные ставки, а также выйти на рост реальных доходов населения.
При этом одни эксперты тут же усомнились в реальности идеи внутренних заимствований через ОФЗ (особенно для населения), а другие стали прикидывать – какой объем средств в перспективе можно привлечь в случае реализации этой затеи.
«Идея реальна, и план Минфина предполагает 1,05 трлн рублей чистых заимствований в 2017 году. Такой объем привлечь вполне реально, с учетом высокого потенциального спроса на ОФЗ в большей степени со стороны российских банков (в условиях сохранения высокой ключевой ставки ЦБ и профицита ликвидности) и в меньшей степени, со стороны нерезидентов (для которых сохранение положительного дифференциала ставок остается привлекательным фактором)», – считает макроаналитик «Райффайзенбанка» Станислав Мурашов.
Как уточнил аналитик компании «Открытие Брокер» Андрей Кочетков, в текущем году Минфин России планировал привлечь 300 млрд рублей через облигации федерального займа. «Спрос на российские долговые бумаги был весьма высоким, и это позволило в конце года осуществить план по дополнительным размещениям. Кстати, первоначально предполагалось разместить до 100 млрд рублей в ОФЗ различных выпусков, но уже сейчас можно сказать, что и этот план был перевыполнен», – отметил эксперт.
По мнению Андрея Кочеткова, при сохранении достаточно жесткой политики ЦБ и замедлении инфляции российские ОФЗ будут оставаться желанным инструментом для крупных инвесторов и банков.
«К тому же в 2017 году предполагается выпустить специальные ОФЗ для населения, которые, предположительно, будут предлагать более высокую доходность, чем депозиты.
Соответственно, можно рассчитывать, что значительная часть бюджетного дефицита покроется заимствованиями на внутреннем рынке. То есть, Минфин может увеличить программу размещений в 1,5–2 раза без особого труда, – отмечает аналитик Андрей Кочетков. – С другой стороны, если этот объем окажется слишком высоким, то это будет означать резкий рост внутреннего долга, что может отразиться на рейтингах облигаций. В среднесрочной перспективе данное обстоятельство не представляет риска, но в более длительной перспективе потребует от правительства повышения финансовой дисциплины».
Однако у некоторых экспертов перспективы внутренних заимствований вызывают многочисленные сомнения и вопросы.
«В целом я скептически отношусь к перспективам займа на внутреннем российском рынке. Дело в том, что сейчас наблюдается устойчивое снижение процентных ставок. Ключевая ставка ЦБ сегодня 10 %, и она будет снижаться. Это неизбежно приведет к снижению доходности гособлигаций, и вряд ли на российском рынке (тем более, он не очень хорошо развит) удастся привлечь много кредитов, продав большой у облигаций, – убежден финансовый аналитик Тимур Нигматуллин. – Я думаю, что в лучшем случае это будет несколько десятков миллиардов рублей (условно 50–100 млрд рублей), но не больше. В масштабах федерального бюджета это очень мало».
Как отмечают эксперты, максимальная усредненная депозитная ставка в десяти крупнейших российских банках во второй декаде декабря упала до 8,4 %, что неудивительно на фоне дальнейшего падения доходностей по рублевым облигациям федерального займа. При этом банки ожидают снижения инфляции, а с ней и понижения ставки Центробанка РФ.
В свою очередь аналитики «Райффайзенбанка» обращают внимание на заявления Минфина о том, что объем трат суверенных фондов и заимствований через ОФЗ может быть снижен, в случае, если, например, удастся привлечь больше средств за счет приватизации госкомпаний.
Вся надежда на приватизацию
В течение последних лет руководство Минфина и Минэкономразвития РФ активно обсуждали и разрабатывали планы по приватизации на ближайшие два – три года. Без сомнения, самой крупной сделкой уходящего 2016 года стала приватизация пакета акций «Роснефти», средства от которой уже поступили в федеральный бюджет. При этом большинство экспертов оптимистично настроены на дальнейшие планы российского правительства в данном вопросе, хотя и называют некоторые «подводные камни».
«Как уже ранее отмечал Минфин, основные приватизационные сделки были запланированы на 2016 год: «Роснефть» (19,5 % акций), «Башнефть» (50,08 %) и «Алроса» (10,9 %)). На трехлетнюю перспективу – 2017–2019 годы – в бюджет не заложено больших поступлений от приватизации. Так в 2017 году планируется 138 млрд рублей и по 14 млрд рублей запланировано на 2018 и 2019 годы, – уточнил в комментарии РИА «ФедералПресс» аналитик «Райффайзенбанка» Станислав Мурашов. – Текущий план на трехлетку предполагает приватизацию ВТБ (10,9 %), Совкомфлота (25 % минус одна акция) и Новороссийского морского торгового порта (20 %). Обсуждается возможность приватизации и других крупных госкомпаний, в результате чего общая сумма доходов от приватизации может увеличится».
Как ранее сообщало РИА «ФедералПресс», одним из спорных и наиболее актуальных вопросов ближайших приватизаций является ожидаемая продажа пакета акций Сбербанка России. В этом году было немало громких заявлений по этому поводу на фоне празднования большого юбилея старейшего банка страны. Точку в спорах поставил президент Сбербанка Герман Греф, подчеркнувший, что вопрос приватизации кредитно-финансового учреждения находится в компетенции главы государства Владимира Путина. Свое мнение по этому поводу есть и у финансовых аналитиков.
«Думаю, что Сбербанк не приватизируют, поскольку уже ничего не осталось, что можно приватизировать, не потеряв контроль над компаниями. Скорее всего, продадут миноритарный пакет акций банка ВТБ, чтобы остался контрольный пакет (более 50 %) со стороны государства, ну и какие-то оставшиеся небольшие активы, – подчеркнул в комментарии РИА «ФедералПресс» финансовый аналитик группы компаний «Финам» Тимур Нигматуллин. – Но в эти активы не входит РЖД. Плюс те средства, которые уже поступили от продажи пакета акций «Роснефти», которые будут перенесены в бюджет уже на следующий год».
Однако далеко не все финансовые эксперты разделяют этот оптимизм.
«Приватизации 2016 года показали, что запрашиваемые у рынка суммы за активы оказались неинтересными для инвесторов. Поэтому правительству придется пересмотреть свои подходы к оценке имущества или вновь использовать схемы, при которых идет перераспределение долга от государства к государственным компаниям. В целом, нельзя сказать, что приватизационная программа столь необходима, так как обычно избавляются от активов, которые работают неэффективно, – заявил в комментарии РИА «ФедералПресс» аналитик «Открытие Брокер» Андрей Кочетков. – В российском варианте все происходит с точностью наоборот. К приватизации предлагаются активы, приносящие прибыль, но при этом государство сохраняет в своих руках контрольный пакет».
По мнению эксперта, наиболее интересными с позиции инвесторов будут активы электроэнергетики, «где сохраняется общая недооценка и есть потенциал увеличения коэффициента возврата инвестиций». «В любом случае, пока сложно говорить о том, что приватизационные планы будут полностью реализованы и благосклонно встречены рынком», – убежден Андрей Кочетков.
Таким образом, основным дополнительным источником финансирования для российского Минфина остаются внешние и внутренние заимствования, а также долгосрочные «подушки безопасности» в виде резервных фондов страны.
«Бюджет предполагает, что Резервный фонд будет исчерпан в 2017 году, однако Минфин сможет воспользоваться средствами Фонда национального благосостояния: на конце 2017 года в нем останется 2,57 трлн рублей доступных средств. Этого должно хватить на 2018–2019 годы (ожидается, что будет потрачено 1,16 трлн рублей и 0,13 трлн рублей соответственно). В итоге, к концу 2019 года в ФНБ еще останется запас более 1 трлн рублей, – пояснил в комментарии РИА «ФедералПресс» макроаналитик «Райффайзенбанка» Станислав Мурашов. – Помимо средств Резервного фонда и ФНБ одним из основных источников финансирования дефицита бюджета выступают внутренние заимствования, объем которых в год составляет 1,05 трлн рублей».
Приватизация «Роснефти»