Top.Mail.Ru
Политика
Новосибирская область
1

Гордость за метро и выстраданные тарифы. Что лежало на плечах Локтя в 2016-м

В Новосибирске обсуждают, как мэр сработал в ушедшем году и чего ждать в наступившем
Локоть

В последние дни 2016 года мэр Новосибирска активно общался с горожанами, воспользовавшись возможностями прямого эфира портала НГС и программы «Вечерний разговор с Артемом Роговским» на радио «Городская волна». Анатолий Локоть перечислил достижения мэрии и не стал уходить от разговора о проблемах, затронув и ставшую такой популярной у горожан тему повышения коммунальных тарифов. А поскольку на Новосибирск обрушились еще и снегопады, то на новогодних каникулах в соцсетях активно обсуждали, что мэр сделал и не сделал за год. «ФедералПресс» также выяснил мнение экспертов на этот счет.

Плюсы и минусы високосного года

Но сначала о том, как видит ситуацию «красный мэр», который проработал уже половину срока своих полномочий. Анатолий Локоть не зря отметил, что прошедший год был високосным: «Мы столкнулись с серьезными последствиями кризиса, с исполнением бюджета, мы недобираем в доходах очень серьезно, и отсюда очень многие наши проблемы». Напомнил он и о положительных тенденциях: «Город продолжал развиваться строиться, росли новые кварталы. Появляются новые детские сады, школу построили, трамвайную линию запустили, наши спортсмены хорошо выступили. Позитива тоже много».

Мэр отметил, что в прошлом году был отремонтирован почти миллион квадратных метров дорожного покрытия. При этом использовались средства не только городского, но и областного бюджета. Весьма существенным Локоть считает то обстоятельство, что впервые была запущена программа ремонта дорог в частном секторе: «То, что мы приступили к ремонту – из городского и областного бюджетов выделили 105 миллионов – и отремонтировали существенную долю этих дорог, – конечно, это очень важный шаг». Более того, уже запланировано 100 миллионов рублей на ремонт дорог на следующий год.

Подробно Анатолий Локоть рассказал, как развивается метрополитен: «Метро в городе Новосибирске – это муниципальное предприятие, которым мы можем гордиться. Я ознакомился с опытом работы метрополитена в других городах: Самара, Нижний Новгород, Казань. Наше метро не только не уступает, но и по некоторым позициям опережает их. Прежде всего – по финансовой эффективности». Мэр отметил, что «во многом улучшаются условия, а станции становятся удобнее». Но самое главное, по его словам, состоит в том, что «мы одни из немногих, кто сам проводит ремонт своего подвижного состава». Начальник новосибирского метрополитена Андрей Ксензов уточнил для «ФедералПресс», что в 2016 году было капитально отремонтировано два электропоезда – это восемь вагонов. Для города экономия более чем очевидна, ведь покупка нового вагона в столице обойдется в 90 млн рублей, а капитальный ремонт одного вагона – только в 13 миллионов.

Дальше речь пошла о проблемах. Анатолий Локоть напомнил, что уменьшение в 2014 году дохода города от НДФЛ на 10 % сказывается до сих пор и еще будет сказываться «на протяжении нескольких лет». Разные сектора ощущают себя сегодня по-разному: если «лучше всего чувствует себя станкостроение и оборонка», то серьезные трудности испытывает строительная отрасль, хотя в городе сдается около 1,5 млн кв. метров, а в заделе есть еще 4,5 млн «квадратов».

Одной из важнейших проблем стало повышение на 15 % тарифов на ЖКХ. Мэр подробно излагал причины подобного решения: «Это непростое решение, я понимаю. Ответственность нас, городских властей, прежде всего перед вами, перед жителями Новосибирска. Это выстраданное решение. Я очень надеюсь на ваше понимание и поддержку. Поддержку прежде всего в вашем контроле над расходованием этих средств, чтобы они пошли на улучшение работы системы жизнеобеспечения города Новосибирска».

Локоть рассказал об обращении к областным властям, «чтобы не просто сохранить соцгарантии, но и увеличить их». Он также сообщил, что мэрия «планирует попадание в две федеральные программы». Речь идет о программе строительства новых школ и программе развития дорожной инфраструктуры. Программа «Безопасное движение» должна в течение девяти лет приносить Новосибирску по миллиарду рублей, что позволит, «во-первых, ремонтировать, привести в порядок те дороги, которые есть, а во-вторых, развивать дорожную сеть, что крайне важно сегодня для города».

Прорывов не увидели

В общем, мэр констатировал трудности, но продемонстрировал и сдержанный оптимизм. Правда, далеко не все эксперты этот оптимизм разделяют. Управляющий директор Фонда содействия политическим и гражданским свободам «Гражданское согласие» Игорь Макаренко констатирует, что итоги 2016 года оказались не такими, как этого бы хотелось. Он отмечает, что мэр существенно обновил команду, привел новых людей: «Это означает, что Анатолий Локоть выстраивает долгосрочную перспективу». Немало сложностей мэру, по мнению Макаренко, принесла история с повышением тарифов, хотя сам он напрямую с ней не связан, а вот одним из главных вопросов в следующем году будут отношения областного правительства и мэрии – «от этого очень многое зависит».

Политолог Игорь Козлов еще более пессимистичен: «Я бы сформулировал главный вывод так: не произошло никаких прорывов. К сожалению, у мэра нет успехов, которыми можно было бы похвастать. А наступивший год как раз и покажет, может ли команда Анатолия Локтя изменить подходы и отказаться от шаблонных решений, которые успеха не приносят».

Политолог Алексей Осипов также не испытывает большого оптимизма: «Високосный год простым не бывает – это давно известно. Тарифы принесли мэрии большие репутационные издержки, а тут еще снег валит и валит… Думаю, что главная задача Анатолия Локтя в новом году – выйти из политических проектов в хозяйственные».

Флаг ему в руки!

Аналитик Алексей Мазур согласен, что прошедший год был для Анатолия Локтя очень непростым: «К нему стали предъявлять претензии некоторые сторонники, которые заявляли, что ничего не изменилось и стало даже хуже. Я думаю, что это сильное преувеличение!» Аналитик отмечает, что есть проблемы и ошибки, но нельзя не видеть и позитива в работе команды мэра: «Например, в Новосибирске изменились правила застройки и землепользования. Это важнейшее для города решение, которое имеет долговременные последствия. Другой вопрос, что изменения горожане увидят не сегодня… Но точно эта тема станет более прозрачной и понятной для людей».

Экс-губернатор Иван Индинок в присущем ему стиле заявил, что негоже все валить на мэра: «Я обвиняю мэра Локтя в том, что он до сих пор не может прекратить снегопад! Обвиняю его в том, что не хватает техники для того, чтобы очистить каждую улицу! А если серьезно, то, как говорится, сколько денег – столько и песен! Если бы у нас было столько денег, сколько есть в Москве, уж поверьте, Новосибирск бы сумел ими распорядиться с пользой. Я желаю команде мэра работать напряженно в интересах города и горожан. Я вижу, что они стараются, так что флаг им в руки!»

Заместитель председателя заксобрания Владимир Карпов также считает, что команде мэра есть что сказать о своей работе: «Венцом деятельности руководителя крупнейшего муниципального образования в России является, несомненно, разработка и принятие бюджета на следующий год. Очень много на это завязано, но мэрия в непростой ситуации эту задачу решила. Оценка здесь, несомненно, положительная». Карпов согласен с тем, что большое внимание привлекло повышение тарифов ЖКХ, что, по его мнению, совершенно естественно. Он отметил: «Важно отметить, что мэрия и областные власти едины в том, что необходимо создать такую систему контроля, какой еще не было. Здесь присутствует полное понимание, в том числе со стороны депутатского корпуса. Будет разработан механизм социальной поддержки горожан».

Все эксперты сходятся на том, что наступивший год для команды Анатолия Локтя будет очень важным. Руководитель региональной организации Союза журналистов России Андрей Челноков весьма точно сформулировал: «В советское время была такая поговорка, в соответствии с которой каждый год пятилетки имел определенные название. И мне кажется, что для мэра третий год, как в той поговорке, как раз и будет решающим, а по итогам его либо новосибирцы пожалеют о своем выборе в 2014 году, либо скажут, что они были тогда правы и приняли единственно верное решение».

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Добавьте ФедералПресс в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.