22 декабря суд Центрального района Новосибирска поставил точку в споре между мэрией и организаторами митинга против грядущего повышения тарифов ЖКХ. Общественники планировали собрать протестующих на площади Ленина, в Театральном сквере. Мэрия митинг разрешила, но не на главной площади столицы Сибири, а на набережной Оби, в парке «Городское начало» возле памятника Александру III. Организаторы подали в суд, но проиграли его. Подробности читайте в материале «ФедералПресс».
Знакомые все лица
О намерении инициативной группы собрать митинг против повышения тарифов ЖКХ на 15 % сообщил на своей странице в фейсбуке один из его организаторов, доктор исторических наук Виктор Козодой.
Многие эксперты сразу отметили, что среди инициаторов митинга числятся несколько бывших представителей руководства города и области – Виктор Козодой ранее работал вице-губернатором, Андрей Гладченко – экс-руководитель департамента массовых коммуникаций правительства области, Ирина Левит была пресс-секретарем экс-губернатора Виктора Толоконского.
В околополитических кругах тут же заговорили о неких революционных планах по смещению мэра Анатолия Локтя, чаще всего в связи с этим упоминался Виктор Козодой, однако сам он на своей странице в фейсбуке комментировал эти слухи в присущем ему юмористическом стиле.
Но главная интрига заключалась в том, что центральной фигурой конфликта между активистами и муниципалитетом стал Сергей Дьячков, до середины 2015 года возглавлявший комитет поддержки малого и среднего бизнеса мэрии. Достаточно лишь заметить, что Дьячков был одним из самых заметных членов так называемой «Объединенной оппозиции», поддержавшей на выборах главы города в 2014 году коммуниста Анатолия Локтя, в итоге опередившего Владимира Знаткова.
После своей победы Локоть пригласил Дьячкова на работу в мэрию. Потрудившись чуть больше года, Дьячков вновь вернулся в бизнес. Тогда он сообщил в соцсетях, что причиной ухода из мэрии стала позиция мэра, который обвинил оппозицию в связях с американским конгрессом. В то же время Сергей Дьячков заявил, что благодарен мэру за сотрудничество. Вряд ли кто мог предположить, что через полтора года Дьячков подаст административный иск и обвинит своего бывшего соратника в «бездействии в вопросах, связанных с согласованием места и времени проведения митинга».
С чего все начиналось
Теперь восстановим хронологию событий. 2 декабря депутаты городского совета Новосибирска проголосовали за повышение с 1 июля 2017 года тарифов ЖКХ. 8 декабря один из членов инициативной группы, управляющий партнер DSO Consulting и лидер местного отделения партии «Демократический выбор» Сергей Дьячков подал в муниципалитет уведомление о проведении 24 декабря митинга против этого решения. На следующий день мэрия дала разрешение, но при условии, что митинг уйдет из центра города на набережную.
Дьячкову прислали официальное письмо из мэрии. Там утверждалось, что митинг в Театральном сквере провести невозможно из-за неблагоприятных погодных условий. Как раз 8 декабря департамент транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса мэрии выпустил приказ о проведении там с 24 по 30 декабря работ по уборке снега.
После переговоров с мэрией, которые вел Дьячков, ситуация не изменилась – мэрия продолжала настаивать на проведении митинга на набережной. 15 декабря Дьячков публикует в facebook такой пост: «Уважаемые новосибирцы, только что мэрия города Новосибирска устами вице-мэра Артема Скатова окончательно отказала нам в согласовании митинга в ином месте, кроме парка «Городское начало». Алексей Крестьянов, подавайте в суд. Уважаемые коллеги по оргкомитету, прошу прорабатывать все варианты. Прессе: уважаемые журналисты, The Show must go on».
Заявление было подано 19 декабря, а первое заседание состоялось уже через два дня.
Встать, суд идет
Интересы Сергея Дьячкова представляли известные новосибирские юристы Инесса Рябинина и Константин Зиновьев. Мэрию представлял консультант-юрист отдела по взаимодействию с общественными объединениями Евгений Никоненко.
Представители истца перечислили причины, по которым проведение митинга на набережной невозможно: от ближайшей станции метро или остановки общественного транспорта идти далеко, на площадке отсутствуют туалеты, негде даже погреться – а по прогнозу синоптиков 24 декабря днем будет под 30 градусов мороза.
Юрист мэрии заявил, что туалеты есть в стоящем неподалеку здании банка, и даже если митинг проводился бы в центре, все равно его участники потратили определенное время на дорогу.
Константин Зиновьев поставил под сомнение факт, что муниципалитет уже 8-го числа знал о предстоящих через две недели снегопадах, после которых площадь придется целых убирать шесть дней.
Оппонент обосновал необходимость такой длительной уборки предстоящими новогодними праздниками.
Судья спросила у Дьячкова, почему же он официально согласился с предложением мэрии о переносе митинга, но потом решил подать административный иск» На это истец ответил, что его согласие не означает, что он считает действия мэра законными, а согласие дал лишь для того, чтобы митинг все-таки состоялся.
Зиновьев заявил, что если Дьячков согласился с незаконными действиями мэрии, не означает, что они автоматически становятся законными «Если в подворотне у человека требуют кошелек и он с ним добровольно расстается – это же не означает, что действия со стороны «приобретателя» кошелька законные? Поэтому мы настаиваем на удовлетворении наших требований».
После этого судья Елена Певина попыталась выяснить у Евгения Никоненко, есть ли в мэрии план уборки снега на Театральной площади. Юрист заявил, что таких планов нет. Судья объявила перерыв до 8 утра 22 декабря, предложив представителю ответчика представить доказательства того, что в день митинга с 12 до 13 часов на площади Ленина будет производиться уборка снега.
Судье – отвод
На следующее утро процесс продолжился c попытки отвода судьи, заявленного Инессой Рябининой. Юрист заявила, что накануне судья открыто сказала представителю мэрии, какой документ нужно принести, несмотря на то, что Евгений Никоненко до этого признался, что плана уборки у мэрии нет.
Судья удалилась в совещательную комнату, но отвод не приняла. В этот день мэрию представляли уже два юриста, которые принесли план-график уборки площади Ленина. Когда Рябинина и Зиновьев его изучили, то сразу же обратили внимание судьи на отсутствие каких-либо печатей, и на то, что это были копии документа. Кроме того, согласно плану, уборка должна была длиться уже два дня, а не шесть, как следовало из приказа от 8 декабря. Тем не менее, судья приобщила к делу план-график и объявила о начале прений.
Инесса Рябинина заявила, что своим приказом мэрия нарушила решение горсовета Новосибирска, принятое в 2012 году. «В нем говорится, что производить уборку парков, скверов и пляжей можно с 22:00 до 8:00. Днем они могут производить только патрульную уборку и очистку урн».
Сергей Дьячков добавил, что действия мэрии совершенно очевидно препятствуют свободе граждан Новосибирска. «Мэрия с моей точки зрения нарушает 31-ю статью Конституции о свободе собраний и федеральный закон № 54. Я считаю, что мой иск подлежит удовлетворению. У меня все».
В иске отказать
Представители мэрии от участия в прениях отказались, и судья Елена Певина вновь удалилась в совещательную комнату. Через несколько минут она озвучила свое решение – оставить административный иск Сергея Дьячкова без удовлетворения.
После заседания Сергей Дьячков заявил корреспонденту «ФедералПресс», что сегодняшнее решение суда его разочаровало. «До этого дня я был уверен, что правосудие в Новосибирске существует, – сказал организатор митинга. – Данное решение суда сильно поколебало мою веру в правосудие».
По словам Инессы Рябининой, когда на руках у юристов появится мотивированное решение суда, тогда и можно будет понять, по каким причинам Дьячкову отказано в иске и думать об обжаловании. Константин Зиновьев добавил, что интересно было бы выяснить вопрос, почему все-таки мэрия и Горзеленхоз не обязаны исполнять решения горсовета.
Эксперт Центра политического анализа Андрей Тихонов считает, что центральная площадь не должна быть местом для акций протеста. «Для этого должны быть организованы специальные площадки. В Москве же никто не выходит митинговать на Красную площадь, вернее выходят, но ненадолго. – считает эксперт. – Вообще, непонятно упорство активистов забраться на видное место. Главное в любом митинге – численность и реакция СМИ. Если многотысячный митинг на набережной будет хорошо освещен в прессе, мэрия тут же получит информацию, что граждане на самом деле недовольны. Место для митинга непринципиально, а вот предупредить возможные незаконные действия – захват мэрии, например, просто необходимо. Во время протестов против монетизации льгот пенсионеры перекрывали Красный проспект, поэтому митинги на главной магистрали города лучше не разрешать», – считает Тихонов.
По данным синоптиков в субботу днем будет минус 27 градусов, а учитывая близость предложенного мэрией места к Оби, можно предположить, что многие желающие принять участие в митинге новосибирцы могут от этой идеи и вовсе отказаться. Если на площади Ленина можно спуститься погреться в вестибюль метро, то в парке «Городское начало» спастись от мороза попросту негде. «ФедералПресс» следит за развитием ситуации.